Я за музей с войлочными тапочками
О чем подкаст?
Двадцать пятое января — день рождения Владимира Высоцкого. Актеру и поэту исполнилось бы 84 года, и с нами его нет более четырех десятилетий. Но творчество этого великого человека не становится менее популярным. Книги со стихами издаются миллионными тиражами. На различных носителях поступают в продажу музыкальные произведения. Снимаются документальные и художественные фильмы. И в этом гигантская заслуга сына Владимира Семеновича — Никиты Владимировича, который возглавляет музей своего отца на улице Высоцкого.
Никита Владимирович, в последние годы нас то и дело кидает из холода в жар: то пандемия, теперь СВО. Как чувствует себя Музей Высоцкого в сегодняшнем непростом мире?
Вы правы, сейчас у всех музеев состояние достаточно сложное, но мы – бюджетная организация… Конечно, не жируем, однако у нас есть хорошие возможности, которыми мы эффективно пользуемся. Играет роль и удачное расположение возле метро. Люди к нам ходят. Плюс государство поддерживает. Жаловаться, что крыша потекла или замок не на что поменять, такого нет.
Что нового происходит в доверенном вам музее?
Знаете, музейная работа – она незаметная. То, что видят люди, например выставки или спектакли, которые мы проводим, это лишь вершина айсберга. Музей, кроме того, что выполняет функцию досугового центра, является научным учреждением. И основную работу мало кто замечает, но она на века. Не будет меня как директора, не будет главного хранителя, появятся другие люди, и они будут делать то же самое. Музею тридцать лет, и научная работа по описанию, изучению того, что у нас есть, по способам сохранения рукописей или фотографий, которые портятся от времени, основная и, я бы сказал, вечная. Слава Богу, у нас очень приличный состав музейных работников. И я в качестве директора доволен тем, что происходит. Наверное, с точки зрения работы досугового центра я немного раздваиваюсь, потому что я человек XX века, и я за музей, где люди ходят в войлочных тапочках, где нельзя громко разговаривать и фотографировать. А сейчас все немного по-другому.
Что вы имеете в виду?
У нас получилось удачное сочетание традиционного музея и музея современного, то есть мы идем в ногу со временем, и наша экспозиция предназначена для современных людей. К примеру, для школьников, которые ходят с огромными телефонами и, с одной стороны, могут найти все, что угодно, в Интернете, а с другой – мы предлагаем современную, очень насыщенную форму подачи материала. Музей, я повторюсь, это надолго. И в этом заслуга отца. Он по-прежнему востребован и вызывает интерес.
Изменилось ли что-то в жизни музея после переименования Таганских тупиков в улицу Высоцкого?
Принципиально нет. Но с этим связана смешная история. Здесь действительно находился тупик, и заезда на нынешнюю улицу Высоцкого попросту не было. Когда я сюда пришел, то первым делом занялся организацией постоянной экспозиции. И на ее открытие пригласили Лужкова. И тут чиновники сообразили, что в тупике кортеж мэра не развернется, он отсюда выехать не сможет. Тогда нагнали технику и за несколько дней пробили сквозной проезд. Заасфальтировали, но Лужков не приехал. А приехал Музыкантский – его зам. Кортежа большого не было, зато полноценная улица уже появилась. Хотя еще какое-то время она продолжала называться тупиком, вернее тупиками – Нижним Таганским и Верхним Таганским.
Каким образом появилась идея переименовать тупики в улицу Высоцкого?
Еще со смерти отца шли разговоры, что улица Высоцкого должна быть в Москве. И как-то на пресс-конференции с участием Путина Венедиктов спросил у президента, почему в Москве нет такой улицы, и предложил переименовать Марксистскую улицу. Владимир Владимирович удивился факту отсутствия улицы Высоцкого, и вопрос, который «висел» много лет, стал решаться с невероятной скоростью. Причем речь шла именно о районе Таганки, но Марксистскую решили поберечь. А два тупика – Нижний Таганский и Верхний Таганский – превратились в улицу имени моего отца. Был праздник, привинчивали табличку. И все почему-то мне выговаривали: почему такая маленькая улица. Горячие головы предлагали переименовать даже не Марксистскую, а Ленинский проспект. Я не вижу проблемы. На отношении к Высоцкому это никак не сказывается. Зато теперь я говорю, что это самая «Высоцкая» улица в мире. На улице два театра, в каждом из которых есть два актера Высоцких однофамильцев, здесь Музей Владимира Высоцкого, которым руководит Никита Высоцкий, и еще улица Высоцкого, то есть получился целый квартал Высоцких в Москве.
Позвольте задать несколько вопросов про автомобили вашего отца. О них до сих пор ходит множество небылиц. Зачастую отличить правду от домыслов бывает трудно. Внесите ясность в этот вопрос. Говорят, то ли первой, то ли второй машиной Высоцкого была «копейка», которую он разбил при «лобовом таране» после футбольного матча. Два водителя на спор проверяли, кто первый свернет. Никто не свернул. А Иван Дыховичный в своем фильме «Копейка» описывает другую историю появления ВАЗ-2101 у вашего отца. Какой вариант ближе к истине?
Про футбольный матч не скажу, но «копейка» действительно была. И Дыховичный снял эпизод про появление этой машины. На самом деле история темная. Отец в те годы попросту не мог купить такой автомобиль. Как я понимаю, он был приобретен за «кого-то». Одно время я думал, что помог дед. Но и дед такой возможности не имел. Советские люди помнят, что за машинами стояли очереди, а потом приходил долгожданный талон, дававший право на покупку. Возможно, это ситуация, при которой Высоцкому за некую благодарность уступили чужой талон. Кто-то говорит, что «копейка» была зеленая, кто-то, что белая. Точный цвет лично мне неизвестен. История эта короткая. Отец даже не поставил ее на учет. Скорее всего, и номера на «жигулях» не стояли. То есть отец взял и сразу «гвозданулся». Но это происшествие стало поводом, чтобы Марина Влади озаботилась покупкой автомобиля для мужа.
Речь уже про иномарку?
Да. В СССР надо было, как многие помнят, стоять в очередях. Люди убивали друг друга за право стать автовладельцем. А приобрести машину во Франции не составляло труда. В начале семидесятых Марина привезла Renault. Этот автомобиль не растаможивался. Его ввезли, а потом он покинул пределы Союза. Отец, имея негативный опыт «копейки», был осторожен и сильно не бился. Мелкие ДТП случались, но ничего серьезного. Когда же появился знаменитый серебристо-голубой Mercedes? Как раз после Renault. Еще недолго Высоцкий владел BMW. И в конце жизни, в 1979 году, пригнал из Германии спортивный Mercedes. Отец говорил, что это машина уникальная и такой нет даже у Брежнева. Некоторое время назад мне позвонили люди и сказали, что нашелся этот Mercedes. Настоящий, с документами. Я обрадовался и спросил про цену. Мне назвали стоимость в двадцать тысяч долларов. Я спросил, на ходу ли машина. Ответили, что не на ходу, но можно починить. Надо было ехать в Горьковскую область. Я приехал, а там сгоревший остов. Ни одной номерной детали нет. Все переварено, спилено. Полное фуфло. На всякий случай спросил документы. Они показывают какую-то бумагу из ГАИ города Кукуева. А я знаю, что после смерти отца Марина автомобиль увезла и не мог он в 1989 году в Кукуево оказаться. Машина была во Франции. Жулики!
Правильно я понимаю, что к 1980 году Владимир Семенович владел двумя «мерседесами»?
Верно. А где он их ремонтировал? Могу сказать точно. Я ездил с отцом несколько раз. В районе Краснопресненской размещалась «жестянка», где в том числе неплохо красили поврежденные детали. Знаменитый Mercedes был, как сейчас говорят, цвета «металлик». И в этой мастерской подбирали правилную краску. А где-то на Ходынке была мастерская, в которой занимались всем остальным авторемонтом. Туда часто приезжали дипломаты. Неверно считать, что в те годы «мерседесом» владел только Высоцкий. Это неправда. Только в 1979 году на учет в стране поставили 190 «мерседесов». И я не говорю про дипломатов. «Мерседесом» владел Карпов, Миронов, творческие люди и те, кто работал за границей, а также родственники партийных боссов. И Марина, и отец привозили из Парижа резину, свечи, провода. Приходилось крутиться.
В любом случае Mercedes в то время был круче, чем сегодня вертолет. Думаю, такая машина вызывала зависть.
Конечно. Один раз Владимир Семенович не убрал антенну, и «поклонники» завязали ее узлом. Даже в песне про автозавистника описывается этот эпизод. Да и гвоздем писали на капоте всякие оригинальные слова. Кстати, возле театра во время спектакля.
А был ли у Владимира Семеновича гараж возле дома или машины просто стояли под окнами?
У него была возможность ставить машину в гараж под домом, но он этим пользовался, когда уезжал надолго. А так на ночь оставлял под окнами.
В вашем фильме «Спасибо, что живой» есть сцена, в которой Высоцкий выталкивает застрявшее такси с двумя сыновьями — Аркадием и Никитой. Это происходило на самом деле?
Знаете, тогда мне было около трех лет. Мне кажется, что помню, но наверняка это аберрации памяти. Аркадий, мой брат, это происшествие помнит. Он старше на два года, и в его памяти сцена сохранилась лучше. Про идею, что всем надо сидеть в машине, чтобы было лучше сцепление с дорогой… Ну так я себе как сценарист представил. Сценаристы имеют на это право.
А кто вас учил водить машину?
У меня было автодело в школе. Учились на «москвиче», «рафике» и двух грузовиках. После обучения нам выдавали юношеские права, которые потом требовалось подтверждать. А еще у нас работал кружок картинга. Когда мне хочется повыделываться, говорю, что с детства за рулем. У меня долго не было машины. По деньгам не получалось. А потом я снимался в кино, и вместо гонорара со мной расплатились четырехлетним ВАЗ-2105. В тот момент я чувствовал себя олигархом. Очень хорошая машина.
Какой у вас автомобиль сейчас?
Был Toyota Land Cruiser, но у меня его отобрали.
Как это случилось? Кто посмел?
Жена. Она забрала мой Cruiser, а вместо него мне досталась маленькая Toyota RAV4. Говорит, что на большом внедорожнике ее больше уважают на дороге. А мне все равно, на чем ездить. Но я привязываюсь к машинам сильно. И мне уже советуют поменять мою машинку на что-то посвежее — лучше буду ремонтировать. Я отношусь к автомобилям, как к живым существам. Даю им имена. У меня был Dodge по имени Додик. Двигатель 5,6 литра! Этот «американец» поглощал бензин ведрами, но летал. Мне говорили, что я дурак, потому что приходилось платить гигантский налог. Но любовь зла. А у Ефрема (Михаила Ефремова – прим. ред.) был новый «мерин». Мы становились на светофоре, и я улетал от него. Потом он меня догонял, но это было потом. Чумовая машина!
Вернемся к делам музейным. Что запланировано к январю 2023 года?
Организовываем две крупные выездные выставки: в Екатеринбургский музей Владимира Высоцкого поедет экспозиция «Я весь в свету, доступен всем глазам», и еще одну выставку экспонируем в Калининграде, в совсем неожиданном месте – в Музее мирового океана. Будет называться «Благословен великий океан». В Москве готовим две программы – мастерская Марины Брусникиной из школы-студии МХАТ специально по нашей просьбе сделала театральную композицию «Наш Высоцкий». Приходите 21 января. На следующий день совсем молодые люди, школьники продемонстрируют свое мастерство гитаристов. У них преподают известные исполнители песен Высоцкого – Евгений Ткаченко и Сергей Годунов. Они тоже примут участие в концерте. По соседству с музеем, в Театре на Таганке, мы организовываем премию «Своя колея». Ну и, конечно, в это время всегда повышенное внимание к основной музейной экспозиции. Это сердце музея, острие нашей работы. На мой взгляд, в ней есть все, чтобы каждый смог открыть для себя Владимира Высоцкого заново или познакомиться с ним впервые. Приходите, буду рад вас тут увидеть