ВАЗ-2110 1995–2009
О чем подкаст?
Конечно, я уже не вспомню конкретную дату, когда впервые увидел «десятку» на улице, а не на выставке или фотографии. Наверняка это было как раз в 1995-м, вскоре после начала ее серийного производства. Хотя что значит – серийного? Тогда на третьей нитке конвейера в Тольятти собрали пару сотен машин для опытной эксплуатации, и, видимо, кто-то из специалистов АвтоВАЗа встретился мне на дороге за рулем борщовой… Впрочем, нет, пожалуй, все-таки сине-зеленой машины.
До тысячного экземпляра ВАЗ-2110 добрался только в 1996-м, тогда же объявили на новый седан и цену. Напомню: 68 миллионов! Хотя в конце 90-х стоимость указывали в долларах, уж больно подвижен был рубль. «Десятка» стоила где-то 11 тыс., на тысячу дороже самой престижной тогда «девяносто девятой».
Такая цена на фоне постепенно приходящих в страну иномарок вызывала вопросы. За те же деньги можно было взять что-то вроде «Фелиции» или «Нексии», а уж какое богатство предлагал вторичный рынок! Честно говоря, «десятка», даром что ее нам обещали за три года до реального выхода на рынок, не выглядела откровением. Дизайн был не нов, первые движки ей передали от «восьмерки», и даже футуристичные клавиши на обрамлении панели приборов мы уже видели, например, на Citroen. Только у «французов» они смотрелись лучше и работали четче.
«Десятку» сразу хотелось доделать – довести хотя бы до того уровня, какой нам предлагали опытные образцы. Колеса побольше, дабы визуально облегчить грузный силуэт, мотор помощнее, отопитель без «полуавтомата» – чтобы просто работал. И салон без «сверчков». Понятно, что сейчас легко критиковать автомобиль, которому не повезло родиться в самое непростое для автопрома время. Или повезло? Дизайн Владимира Ярцева может нравиться или нет, но это был шаг вперед, а не застой. Систему впрыска топлива мы без «десятки» тоже, скорее всего, увидели бы много позже. Салон со странными решениями оказался вполне функционален, а уж за штатную кнопочку дистанционного открывания багажника я ее авторам и по сей день благодарен. Кстати, колеса вскоре появились большие, да и моторы прибавили сил. Так что с «десяткой» мы прожили до 2007-го, до Lada Priora, а потом и до 2015-го, когда появилась Vesta. Правда, уже не требуя и не ожидая ничего особо современного, а просто – видя перед собой машину, которая всю свою жизнь ждала лучшей участи. Как и мы, собственно. Казалось бы, тут самое время ее пожалеть… Не надо! Символ перемен и непростых решений, она, в конце концов, разошлась хорошим тиражом, хотя и перестала претендовать на высокий статус (какой уж тут престиж, когда вместо удлиненного «Премьера» на твоей базе выпускают грузовой «Богдан»). И потом, разве это несчастная судьба – дарить радость владельцам? Я, например, с удовольствием вспоминаю первое большое автомобильное путешествие в Финляндию, куда нас доставила белоснежная «десятка» с номерным знаком «707» и соответствующим прозвищем «Боинг». Расходуя при этом около 6 л бензина на «сотню». Да уж, что-что, а экономить уроженцы 90-х умели. Спасибо им за это. Да и вообще за все, что сбылось или так и осталось мечтой.