Свято место пусто...
О чем подкаст?
Сегодня мнения людей, причастных к российскому авторынку, различаются кардинально. Одна группа товарищей ставит крест на дальнейшем развитии: «Все пропало. Гипс снимают». Пример компании Renault, для которой наш рынок был чуть ли не вторым по значимости, испугал многих. Французы даже не сообщили персоналу о своем скоропостижном бегстве. Чемодан, вокзал и прости-прощай. Вернее, и «прощай» не сказали. Свалили по-тихому. Вторая группа – их тоже немало – это ура-патриоты, которые уверены, что «сами с усами» и сделаем свои автомобили без буржуев. Не сделаем. Блоху подковать, если надо, сможем. А вот добротная, серийная блоха не получится. Что подтверждает столетняя история нашего автопрома. Многие знают, что ГАЗ — это купленный у Форда за золотые рубли американский завод. С Тольятти тоже все понятно – итальянский Fiat. Первые довоенные «москвичи», черт возьми, почему-то очень напоминают Ford Prefect, а после войны московскую прописку дали немецкому Opel Kadett. «Но дальше-то уже собственные модели делали», – заявят псевдопатриоты. Делали. Однако по чистой случайности запчасти от движков BMW без всякой адаптации подходили к моторам 412-го «москвича». Столичные инженеры беззастенчиво срисовывали узлы и агрегаты у Audi, BMW и Simca. Прямо как китайцы 10–15 лет назад. Мы никогда не делали полностью оригинальные серийные автомобили. «А как же УАЗ?» – возопит борец за правду из Ульяновска. Вынужден констатировать, что при создании самого русского автомобиля «буханка» вовсю использовались наработки американцев из Wyllis, Dodge, Ford, General Motors. Говорят, ракетные тягачи наши делали и делают сами, но это тема секретная и развивать ее мы не будем. Итак, представительства мировых автоконцернов замерли на низком старте, чтобы по сигналу некоего судьи рвануть за пределы самой большой страны. Возможно ли это? На какое-то время уйти могут, но уйдут точно не все. Трудно поверить, что уйдут надолго, ведь прибыли импортеров и дилеров считаются в нашей стране миллиардами. Такой магнит рано или поздно снова привлечет на российский рынок ушедших.
Достаточно сломаться (вернее, подчиниться) одному автомобилестроителю – и мы будем наблюдать эффект домино. А точнее, эффект обратного домино, при котором костяшки будут не падать, а наоборот, одна за другой подниматься. Первым, как ни крути, достаются лучшие куски. Теперь о российских заводах. Кто-то хочет собирать китайские легковушки и грузовички под собственными брендами, некоторые делают ставку на проверенную временем продукцию, кто-то продолжает с успехом штамповать варианты парнокопытной газели, другие избавляются от зарубежных комплектующих, рассчитывая только на внутренних поставщиков. У каждого российского производителя свой путь. Но без интеграции в мировой автопром полноценно развиваться наши заводы не смогут. Этого никогда не было и не предвидится. Будущая система интеграции наверняка будет отличаться от того, что было раньше. Вероятно, акценты сместятся в сторону новых стран. Компании Jaguar и Land Rover уже давно принадлежат индусам, а Lotus – малазийцам, Volvo – китайцам. Может, с ними и дружить, если другие пока не хотят? У российских производителей велик соблазн расслабиться и получать удовольствие от образовавшихся пустот. Только пустоты эти свободными останутся не долго, ведь спрос рождает предложение. Уже сейчас их активно заполняют шустрые китайцы. За ними могут ломануться те, кто собирается «безвозвратно покинуть Россию». А еще на подходе несколько «электрических» проектов… Свято место пусто не бывает!
P. S. Когда готовился номер, «Роскосмос» подтвердил продолжение программы перекрестных полетов. Пока речь идет о четырех космических стартах. Если все пройдет штатно, то к моменту выхода журнала международный экипаж в составе двух русских и одного гражданина США будет доставлен «Союзом МС-22» на МКС. Затем впервые американцы прокатят нашего космонавта на своей новой ракете. Затем опять мы и по[1]том снова американцы. Политика политикой, а выгодное для России сотрудничество никто не отменял. Вот так бы и в автопроме! Ведь ездить за хлебом на ракетном тягаче не хочется, разворачиваться неудобно.