Сломанная подкова

Подкаст 28 февраля 2024

О чем подкаст?

Человечество победило в эволюционной борьбе благодаря качествам, которые позволяли выживать единицам и оставлять потомство. Одно из таких качеств – способность испытывать страх. Нет, не страх, например темноты, а боязнь чего-то нового. Ведь новое таит опасность

Мы привыкли к определенным истинам. Немецкое — значит качественное. Французское — значит изысканное и красивое. Японское — значит надежное. Но в фильме «Назад в будущее» американский профессор в 1955 году говорит: «Неудивительно, что эта микросхема не работает, — она же сделана в Японии».
То же и с автопромом. Мало кто помнит, что японские машины 1960‑х годов не отличались ни качеством, ни дизайном, ни техническими характеристиками. Тогда правили бал машины из Америки. Они были огромными, комфортабельными, мощными. Поражали своими размерами, завораживали дизайном. В то время, как в Германии тогда выпускали BMW 3‑й серии размером с Москвича-412 и такой же, как у него, мощностью. Верится с трудом, но это именно так.
Все меняется, и в 1970‑х на смену американским мастодонтам пришли скромные «японцы». Они были дешевле, и это заставляло мириться с их скромными размерами и простеньким дизайном. Парадигма сменилась, мы поверили в японское чудо — в надежность, в качество.
Потом появились корейцы. Их автомобили первое время вызывали недоумение — копии японских машин, выполненные неопытной рукой начинающего автопрома. Но время шло, и скоро случилось теперь уже корейское чудо. Мы поверили, что корейские машины не хуже, и начали покупать их.
Сегодня появились машины из Поднебесной. Надо ли говорить, к чему все идет? Думаю, нет.
Идем дальше. Я уже много лет пользуюсь китайскими телефонами, этот текст пишу на китайском планшете, вокруг нас большинство вещей произведено в КНР. Но по какой-то непонятной причине шквал негодования захлестывает интернет после недавнего ролика о сломавшейся якобы из-за мороза педали газа на машине из КНР. «Китайские машины ненадежны!» Почему, почему все ужасаются, что эта педаль из пластика? И никто не пытается разобраться, кто ее произвел, никто не пытается посмотреть, из чего сделана педаль на их собственной машине? Хотя, наверное, ответ прост: большинство негодующих диванных экспертов не имеют ни машины, ни прав.
Самое смешное в этой истории с пластиковой педалью на китайском автомобиле, которая является, без сомнения, фейком, то, что данный узел был произведен одной очень известной и уважаемой немецкой фирмой. И вот еще несколько фактов для размышления: поставщики автозапчастей Lemfoerder, TWR-Lucas, Klokkerholm, Hella, Sach, NTN/SNR размещают заказы на производство своей продукции именно в Китае. А известные многим автомобилистам компании Patron, Longho, RBI, RBH, V-STAR делают ставку исключительно на Поднебесную. Отсюда вывод, что машины из Европы, в том числе и премиум-класса, используют преимущественно автокомпоненты, выпущенные отнюдь не в их странах.
Да и такие ли уж машины из Поднебесной китайские? Понимаю, звучит странно. Но крупные производители из КНР пользуются услугами своих R&D, центров разработки, расположенных не только в их стране, но и в Великобритании, Италии, Японии и США. А если вспомнить, какое количество технических специалистов привлекается сейчас для создания автомобиля, становится ясно: китайские машины сделаны специалистами из множества стран. Итальянские мастера работают с дизайном, немцы помогают доводить двигатели, управляемость… Можно перечислять долго, так что любой нынешний китайский автомобиль — это просто срез мирового инжиниринга.
Боязнь всего нового помогала выживать нашим предкам в непростых условиях, но это не единственный инстинкт, который помог нам. Нужно было еще уметь адаптироваться ко всему новому.

Обсудить