Правой рукой даем, левой - забираем
О чем подкаст?
Видимо, сентенцию о том, что рука дающего не оскудевает, в нашем правительстве знают хорошо. И уже который год по мере сил подпитывают автоиндустрию – программы господдержки действительно не позволяют отрасли сорваться в штопор. Вот и в прошлом, пандемийно-драматическом году российский рынок упал в принципе не катастрофически, на 9,1%. В то время как в Германии продажи машин снизились более чем на 19%, во Франции – на четверть, в Великобритании вообще почти на треть. Хотя тут следует четко понимать, что о какой-либо благотворительности речь не идет, власти точно так же знают: автопром не зря считается локомотивом экономики. Тем, что тянет за собой множество различных отраслей – от производства и продажи автокомплектующих, топлива, запчастей до станций техобслуживания и дорожных служб. А все это – рабочие места, стабильность экономики и общества, приток налогов. То есть, выделяя деньги автобизнесу, государство точно не внакладе.
Тем не менее чиновники, судя по всему, усвоили еще и поговорку: «На Бога надейся, а сам не плошай». По крайней мере в том, что так или иначе касается бюджета. Дабы его пополнить, придумывают, как говорил известный персонаж, все новые способы отъема денег. На первый взгляд, у автопроизводителей, на самом деле – через них у автовладельцев. У людей, которые машины покупают. Так, из года в год растет утилизационный сбор, включаемый, само собой, в розничные цены. Те же риски несет в себе и ныне внедряемая телематическая платформа «Автодата», призванная собирать огромные массивы данных об автомобилях, их водителях, инфраструктуре. Теперь добавится еще и обязательная маркировка шин, тоже косвенно удорожающая стоимость машин.
При этом многие подобные новации уже традиционно вводятся практически без обсуждения с участниками рынка – нередко Минпромторг вдруг ставит их перед фактом. Что не позволяет сложной и инертной отрасли планировать работу даже в среднесрочной перспективе, вынуждая ее судорожно встраиваться в постоянно изменяемые правила игры. А значит, что-либо планировать на уровне своих бюджетов не могут и конечные клиенты, те же автомобилисты. Приходится отменять на непонятный срок серьезные покупки и тем самым, кстати, попросту сводить на нет громадные усилия самих властей по поддержке той же автоиндустрии. Странная какая-то выходит канитель.