Октан против бутана
О чем подкаст?
Спор о том, какое топливо заливать в современные турбомоторы, не утихает несколько лет. Но давайте попробуем разобраться с качеством топлива не с идейно-философской, а с технической точки зрения
Автомобили в последние годы заметно подорожали, и покупка новой иномарки для многих действительно роскошь. Да и поколение моторов сменилось слишком резко. Еще недавно привычные атмосферные моторы превалировали на рынке, и мы привыкли к тому, что большинство автопроизводителей настраивают их под 92‑й бензин. Но сегодня найти «атмосферник» можно разве что под капотом LADA. По иномаркам нет накопленного опыта эксплуатации, но при этом по сети ходит масса баек про ломучих «китайцев». А мы-то хотим, чтобы моторы служили долго, и потому готовы переплачивать за высокооктановое топливо и почаще менять масло, лишь бы продлить срок службы сложных агрегатов.
Но как быть с рекомендацией завода-изготовителя, если на лючке написано «Октановое число не менее 92». Причем это не только российская спецификация. У себя на родине в Китае большинство машин адаптировано именно под этот вид топлива. Кстати, аналогичная картина и в США, где масс-маркет рассчитан на бензин Regular, аналог российского 92‑го. А вот в Европе такого бензина просто нет, у них самый доступный 95‑й. Если вспомнить, кто для нас был «донором» первых иномарок в 1990‑е, неудивительно и появление народной молвы, что иностранные машины можно заправлять минимум 95‑м, а лучше 98‑м бензином.
Однако давайте вернемся от слухов к теории. Октановое число, показывающее соотношение октана и бутана в топливе, влияет не на сам факт качества топлива, а лишь на его детонационные свойства. То есть момент, когда бензин может неконтролируемо взорваться, а значит, сдетонировать без воздействия искры. Для дизельного агрегата это норма, а вот бензиновый мотор обычно работает при воспламенении от искры. Но если «взрыв» произойдет раньше, то поршень еще не успеет достичь верхней мертвой точки, и ударная волна попытается провернуть мотор в обратную сторону. Маховик, конечно, не даст этого сделать, но о высоком КПД, плавной работе и ресурсе придется забыть.
Момент детонации напрямую связан со степенью сжатия. Чем сильнее мы сжимаем топливо-воздушную смесь, тем выше риск «взрыва», но в то же время
чем выше степень сжатия, тем выше КПД. Таким образом, форсированные моторы требуют более высокооктанового бензина. Однако это справедливо в первую очередь для агрегатов без наддува, у которых степень сжатия постоянная, зависящая только от атмосферного давления.
А вот у турбомоторов все интереснее. Да, у них есть техническая степень сжатия, которая рассчитывается как разница между объемом цилиндра в верхней и нижней мертвых точках поршня, но при этом мы помним, что турбина способна загнать в цилиндр заметно больше воздуха, а значит, и давление вырастет, и как результат повышается риск детонации. Именно поэтому у турбоагрегатов степень сжатия ниже, чем у «атмосферников». А чтобы достичь высокой эффективности, электроника контролирует давление наддува, дабы исключить риск незапланированного «взрыва», но максимально к нему приблизиться. Ведь мы с вами помним, что чем больше топлива и воздуха мы загоним в цилиндры, тем больше отдачи получим. И тут уже инженеры-мотористы пытаются найти золотую середину между повышением степени форсировки и возможностью мотора работать на более доступном топливе. Современные турбомоторы дают широкий диапазон настойки под разные рынки, под разное топливо и на разную мощность. Этим же пользуются не только сами производители, но и ателье по чип-тюнингу, когда повышение давления наддува и смещение порога срабатывания датчиков детонации позволяют снять с мотора больше мощности, но только при условии использования самого дорогого бензина.
Так что, если у вас штатный турбодвигатель и производитель рекомендует заливать в него 92‑й бензин, делайте это смело. На ресурс это повлиять не может, а вот коробка передач даже скажет спасибо, так как мотор выдает чуть меньше крутящего момента, а значит, меньше нагружает все остальные агрегаты. Хотите выиграть пару «десяток» разгона до 100 км/ч — заливайте 95‑й, хуже не будет. Ну а если нужна реальная прибавка тяги, тогда дорога в чип-тюнинг и на заправки за 98‑м и 100‑м.