Неточный расчет
О чем подкаст?
Какими виделись автомобили будущего в 1970-х нам, советским подросткам? У тех из моих школьных товарищей, кто разбирался, двух мнений возникнуть не могло. конечно же, это были мощные дизельные болиды с полимерными кузовами. что же пошло не так?
Тогда, в семидесятых, даже безусому юнцу было ясно, что в XXI веке у машин появятся мощные V-образные двигатели – минимум на восемь, а то и на двенадцать цилиндров. Разумеется, дизельные, и вряд ли надо объяснять почему: мы, прилежные читатели журналов «Техника – молодежи», «Наука и жизнь» и «Знание – сила», уже знали, что КПД дизеля выше, чем у бензинового мотора, а расход топлива у него меньше. Степень сжатия в цилиндрах дизельного двигателя выше, так что требуется особая точность изготовления – топливных форсунок, в частности. А значит, и цена должна вырасти. Но нет, советские ученые и инженеры постоянно работают, научно-технический прогресс движется семимильными шагами, так что скоро самая высокоточная деталь в двигателе автомобиля будет стоить – как жестяное ведро. И благодаря широкому использованию деталей из титана, вольфрама, молибдена такой двигатель потребует капремонта через миллион километров пробега. Дальше: у автомобиля будущего появится не только поражающая воображение разгонная динамика, но и идеальная управляемость, и безупречные тормоза. Коробка – конечно, автомат. Уже тогда мы понимали, что в XXI веке механикой станут пользоваться только отдельные ценители старины. Кузов? Из полимеров, естественно! Ведь уже были изобретены такие передовые материалы с «памятью», которые при нагревании восстанавливали первоначальную форму, – просто незаменимое свойство при авариях, кузовной ремонт не нужен. Никаких кроссоверов и внедорожников, клиренс у этих машин будет совсем небольшой, а колеса – огромные, низкопрофильные. Дороги-то в XXI веке станут идеально ровными, да еще и с подогревом, так что мчаться по ним будет одно удовольствие. Тем не менее скорость для безопасности на этих автомобилях уже на заводе ограничат конструктивно, всего до каких-то 150 км/ч: безопасность превыше всего.
Прошло полвека, и мы видим, как ошибались. Не во всем, конечно, про автомат и моду на низкопрофильные колеса угадали, да и про принудительное ограничение скорости тоже (новые Volvo, например, быстрее 180 км/ч не ездят из соображений безопасности). Но мы ошиблись в главном. Для нас автомобиль был – и остается! – источником удовольствия. Нас называли автолюбителями, и совсем неспроста одним их корней этого слова был глагол «любить». А сегодня для людей XXI века автомобиль – вещь утилитарная. Много ли удовольствия доставляет вам тостер? Вот и машина превратилась в бытовой прибор. Самые дальновидные из наших коллег-автожурналистов это уже поняли и прямо так и говорят в обзорах новинок: кому теперь нужна отточенная управляемость? Теперь важнее количество мониторов, скорость их отклика и разрешение. Что дальше? А вот что – в автопром придет искусственный интеллект. Пока он еще только разминается, генерирует за человека тексты, студенты даже пишут с его помощью дипломы – и вполне успешно защищаются. Но когда ИИ получит водительские права, приборы управления в автомобилях тоже исчезнут. И вслед за этим, кстати, потеряется смысл в автомобильных марках. Все эти различия в дизайне, в степени премиальности. Действительно, какая разница, как называется и как выглядит автомобиль-функция? Он должен быть стандартным – и внешне, и по набору оборудования. И взаимодействовать этот автомобильный ИИ будет уже не со своим владельцем-водителем, а с соседями по дорожному потоку. Будущее – это поток автономных стандартных машин, которые общаются не с водителем, а друг с другом. Будет ли человек покупать и обслуживать такой обезличенный автомобиль? Но зачем? Уже сейчас можно взять машину по подписке, есть каршеринг. В общем, нашу мечту разрушили. Сначала закончилась эпоха суперкаров. На наших глазах уходит время личных автомобилей. Впереди – время безликих четырехколесных «мыльниц», одинаковых и соединенных в общую сеть. В будущем все будут жить в каморкингах, работать на удаленке на кредитных ноутбуках и жарить по праздникам синтетическое мясо. Автор этих строк, к слову, останется без работы. Тестировать в автомобилях скоро будет нечего, разве что улавливать у разных моделей различия в звуке закрывания дверей и работы кондиционера.