Нет дороги окончанья

Подкаст 21 сентября 2020

О чем подкаст?

Есть чудесная песня. Романтичная – про ощущение дороги в душе. О путешествиях, разлуках и друзьях. «Длинной‑длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души», – пел ее автор, бесспорно, главный романтик советской эпохи Юрий Визбор. Он на своих «Жигулях», увы, не застал дорог, по которым нынче на иномарках с несколько большим комфортом пытаемся раскатывать мы.

Многие, когда с городов сняли пандемические кандалы, ринулись «на юга» – штопать после самоизоляции собственные «ранения души». Грани‑ ца по-прежнему на замке. Выходит, дорога одна – трасса М4. Лишь она, как это ни странно, ведет к Черному морю, куда в июле-августе и устре‑ мились сотни тысяч, нет, миллионы людей на собственном транспорте в поисках тепла, фруктов, чебуреков, подгоревшего шашлыка и прочих мор‑ ских удовольствий. Расслабленные. С небольшим запасом сэкономленной «посткоронавирусной» копеечки. С зелеными, одичавшими от Интернета и удаленки детьми, мы пом‑ чали по частично платной трассе на юг. «Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин», – льет‑ ся из динамиков приятный голос Юрия Иосифовича. Сил придавало и осозна‑ ние того, что накануне открытия сезона «Автодор» все же домучил (достроил) платный обход Лосево-Павловска под Воронежем. Затор на несколько десят‑ ков километров в этом районе еще год назад называли не иначе, как мать всех российских пробок. И мне тут в свое время дважды «посчастливилось» отме‑ титься. Ощущения незабываемые. Новый обход, кстати, получился что надо! За скорость и красоты вдоль трассы ему, обходу, даже прощаешь стоимость. Теперь это самый до‑ рогой платный участок на М4 – для легковушки что-то порядка 240 руб‑ лей днем. И вот, казалось бы, когда до Ростова‑на-Дону остаются сущие пустяки, а на дорожных указателях на‑ чало мелькать имя города Шахты, мы снова упираемся в гигантский хвост. О боги!

Темнело, навигатор предрекал более десятка «бордовых» километров, на рас‑ праву с которыми отводил около полутора часов. На практике вышло больше двух. Как это понимать? Почему? Сил больше нет! Весь день за рулем… …На обратном пути с курорта пробок было уже три. Совокупно часов на пять. Причем, если первые две, из-за ремон‑ тов путепроводов в районе тех же Шахт, имели место на бесплатных участках трассы, то последняя – из-за сужения в ремонтных целях – нагло алела уже на платном перегоне. Ночной 15-километро‑ вый затор притаился в районе Каширы, при пересечении М4 с Окой. И за мучения в нем «Автодор» почему-то берет плату! Но какого рожна, если платные дороги подразумевают быстрое и комфортное перемещение? Без пробок! Не в этом ли состоит бизнес‑идея «платников»? Словом, дорога на юг и обратно по‑прежнему выпивает из путешественни‑ ков все соки. Трассу М4 «Автодор» самоот‑ верженно где-то строит, где-то реконструи‑ рует и доводит до ума уже много лет, однако комфортно передвигаться по ней в сезон отпусков все еще невозможно. А ведь она обязана ехать при любом раскладе, будь то ремонт моста или даже война, – на то она и трасса! Представьте, напали на нас какиенибудь условные финны или, скажем, нор‑ вежцы, и мы все в испуге ринулись на юг по М4. А в очередных Шахтах опять путепро‑ вод просел – ремонт. И все стоят на радость врагу… Шведы давят, вокруг детский плач, стоны матерей, коллапс, разруха… Быть может, кто-то сочтет эти эмо‑ ции надуманными. Скажет, мол, любая, даже самая современная дорога, мосты и путепроводы на ней требуют профилак‑ тического и текущего ремонта. «Дороги трудны, но хуже без дорог», – опять же пел бард, и с ним трудно не согласиться. Чего возмущаться-то? А того, что за благополуч‑ ные «нефтяные» десятилетия мы построи‑ ли от силы пару тысяч действительно скоростных километров. И все! Эх, сверх‑ держава, долго тебе еще вставать с колен. И посмотрите на Китай. Дорог, сопоста‑ вимых качеством с нашими «платниками», еще к 2013 году там было протянуто более 100 тыс. км. Сегодня же их совокупный километраж вырос едва ли не в полтора раза. Китайцы на протяжении уже многих лет строят по 750 м скоростных трасс в час! Даже калькулятор не нужен, чтобы понять, что ежесуточно сеть скоростных автобанов в Поднебесной прирастает условной трассой длиной, скажем, как от Москвы до Твери. Каждый божий день! Темпы аналогичного строительства в Рос‑ сии, мягко говоря, ниже. Почти в сто раз! Ну хорошо, пусть не в сто. Недавно коллеги подсчитали, что китайцы открыва‑ ют свыше 26 тыс. км автобанов ежегодно. У нас – не более 300–350 км в тот же год, что в 75–90 раз меньше. Да и эти немногие кило‑ метры идут со скрипом – со сменой инвесто‑ ров, с нарушением правил строительства, перерасходом средств, коррупционными скандалами и прочими отягощениями. В общем, за последние четверть века китайцы отгрохали у себя более 4 млн км новых дорог, включая те самые 150 тыс. км автобанов. И на сегодня у них самая могучая дорожная сеть в мире, пре‑ восходящая сети США, Европы и Японии вместе взятых. Полагаю, когда в Поднебес‑ ной построят 10 млн км, мы еще будем ас‑ фальтировать свои федеральные трассы, которых у нас всего-то 50 тыс. км. А Юрий Визбор, автор той милой пе‑ сенки, был все же неизлечимым оптимис‑ том, когда пел: «Придут другие времена, мой друг, ты верь в дорогу». Не знаю, найдется ли во мне столько же оптимиз‑ ма, чтобы поверить?

 

Обсудить