Недорого и качественно. Рецепт от JAC
О чем подкаст?
«Это такой китайский Renault Logan», — услышал я в пресс-парке, получая тестовый JAC JS3, и удивился. Европейский седан и азиатский кроссовер, в чем связь? Но оказалось, у этих двух машин действительно много общего. Навскидку: не самая современная модель, недорогие материалы отделки, но при этом — крепкая подвеска, большой багажник, относительно невысокая цена.
Кузов и агрегаты
Начнем с относительной несовременности: продающийся сегодня в России компактный кроссовер JAC JS3 — это, по сути, JAC Refine S3, дебютировавший еще в 2013 году. С тех пор рестайлинги изменили оформление передней и задней частей машины и салон. Кузов и размеры за десять лет не изменились. Длина нынешнего JAC JS3 — 4345 мм, на два сантиметра больше, чем у родоначальника, но это, скорее всего, за счет изменившихся бамперов. А вот ширина, высота и колесная база у тестового автомобиля просто один в один с Refine S3 2013 модельного года: 1765, 1640 и 2560 мм.
Под капотом JS3 — выпускаемая концерном JAC с 2016 года бензиновая 1,6‑литровая рядная атмосферная «четверка» с индексом JAC HFC4GB33. Алюминиевые головка блока и блок цилиндров, цепь в приводе ГРМ, примерный ресурс — 300 тыс. км пробега. Этот двигатель развивает 109 лошадиных сил при 6000 оборотах в минуту и выдает 150 ньютон-метров крутящего момента в диапазоне 3500–4500 оборотов. Мотор может сочетаться с шестиступенчатой механикой или, как в тестовом JAC JS3, — с вариатором известного бельгийского производителя бесступенчатых трансмиссий Punch Powertrain. Этот агрегат с индексом VT2 производится с 2007 года и рассчитан на передачу крутящего момента до 186 Нм — мотор JAC JS3, напомним, развивает максимум 150 Нм. Примерный ресурс вариатора — 250 тыс. км пробега при условии замены масла и фильтра каждые 50 тыс. км.
Cиловой агрегат в сочетании с приводом на передние колеса позволяет разогнать автомобиль массой 1275 кг с места до 100 км/ч за 10,4 с. Данные неофициальные, производитель показатели динамики не сообщает, в отличие от максимальной скорости 180 км/ч.
Интерьер
Салон JAC JS3 совершенно соответствует экстерьеру машины. И там, и там набор дизайнерских решений, а внутри — еще и материалов отделки родом из 2010‑х. Практичные черные пластик и экокожа, аккуратная красная строчка на руле и передней панели, как в Kia. Кстати, у JAC долгая история совместных отношений с концерном Hyundai, куда входит и Kia, не оттуда ли заимствование? Уступки современности — расположенный по центру передней панели 10‑дюймовый тачскрин мультимедийной системы с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto. А так все приятно старомодно: «колодцы» спидометра и тахометра с «физическими» шкалами и стрелками на приборной панели, показания которых отлично читаются. Кнопки и «крутилки» управления климатической системой на центральной консоли. Даже ESP отключается и «зимний» режим вариатора включается «физическими» кнопками на напольном тоннеле. Не говоря уже о «кочерге» ручного тормоза под правой рукой водителя. Да, и запуск двигателя: нажимаешь кнопку на брелоке — выщелкивается ключ, который по старинке нужно вставлять в замок зажигания справа от руля.
Еще одно приятное следствие «несовременности» JAC JS3 — прекрасный обзор в передней полусфере и просто ощущение воздуха и простора, которое испытываешь, оказавшись на водительском сиденье. Потому что напольный тоннель на своем месте, внизу, а не задран максимально вверх, как в последнее время принято делать, возводя между водителем и пассажиром «крепостную стену». И в который раз отмечаешь, что сиденья, условно говоря, прошлых поколений автомобилей бывают удобнее, чем в современных. Причем вне зависимости от страны происхождения и класса машины. Одно из самых неудобных на моей памяти сидений было у роскошного новейшего купе Mercedes-Benz S-class. Может, это аберрация памяти и «стокгольмский синдром», но к посадке за рулем JAC JS3 вопросов гораздо меньше — регулировки сиденья механические, но их и регулировок рулевой колонки совершенно достаточно, чтобы устроиться удобно. Разве что подушку кресла можно было бы сделать подлиннее. Но это уже стандартная сегодня претензия к «китайцам».
На заднем ряду вполне хватает места для двоих, втроем, если ненадолго, тоже можно усесться. Но зато объем багажника у JAC JS3 — очень внушительные для компактного кроссовера 600 л, и это в штатном положении, без складывания спинки заднего сиденья. Да, помнится, Renault Logan тоже ценили за вместительный багажник.
На ходу
Коллеги предупреждали: обгон на JAC JS3 — дело непростое. Нажимаешь педаль газа, доводишь обороты до 6000, получаешь при этом только рев двигателя. Отпускаешь педаль — и тут же выжимаешь ее «в пол» снова. Только тогда вариатор реагирует, скинув передачу на более низкую. Условно, конечно, фиксированных передач у него нет, даже виртуальных.
Находясь под впечатлением от этих «охотничьих рассказов», перевожу селектор коробки в положение D, нажимаю на газ и… удивляюсь неожиданной отзывчивости автомобиля на это нажатие. И на старте, и вообще на небольших скоростях. Разгон у JAC JS3 в городском потоке — вполне убедительный, ускориться от 60 до 80 км/ч можно легко. Вот если вдруг понадобится быстро разогнаться от 60 до 100 км/ч — это уже сложнее. А штатная, гражданская езда, с равномерными ускорениями, очень приятна.
Что с JAC JS3 на трассе? Да, энергичные обгоны, как говорится, не его конек. И даже описанный выше прием с двойным нажатием педали газа и доведением оборотов до 6000 в минуту помогает не слишком. Гораздо полезнее в этом смысле «спортивный» режим вариатора. Сдвигаешь кулису КПП в сторону переднего пассажира — и отклик на педаль газа становится более адекватным, вариатор начинает держать обороты повыше. Реакция на газ все равно запаздывает, но воображаемая резинка, которую ты словно растягиваешь, нажимая на педаль, делается короче.
К работе подвески, руля, тормозов — никаких вопросов. Машину не надо ловить в поворотах, она хорошо стоит на курсе, причем при скорости 120 километров в час. А на 90 км/ч вообще иногда кажется, что идешь пешком. Автомобиль может ехать и 140, и 150 км/ч, хорошо настроенное шасси это позволяет. Главная проблема — динамика разгона, задача — набрать крейсерские 120–130 км/ч, а когда уже набрал, машина их прекрасно сохраняет. Двигатель держит 2500 оборотов, средний расход при этом в смешанном режиме город/трасса — 7,3 л 92‑го бензина. А вспоминая Renault Logan с его неубиваемой подвеской, — у JAC JS3 спереди в подвеске McPherson сзади балка, и эта неприхотливая пара прекрасно справляется с неровностями не только асфальта, но и грунтовки: мелкие гасит, крупные смягчает. Клиренса в 155 мм для проезда по дачному проселку вполне хватает.
Недостатки
Кроме слабой динамики разгона, JAC JS3 есть что еще предъявить. Например, шум. Звуковой фон от работы тандема «двигатель — вариатор» в салоне JAC JS3 ощущается постоянно. При движении накатом с отпущенной педалью газа это тихий вой с понижением тона. При нажатии педали газа — с повышением. Но главное — аэродинамические шумы. Долго не мог понять, что это: по мере роста скорости в салоне возникает тихое завывание, словно фонит работающий радиоприемник. Наконец понял — помимо голосов двигателя и трансмиссии слышны шумы от завихрений потоков воздуха вокруг передних зеркал, да и просто вокруг кузова. Но при городской эксплуатации JAC JS3 это не проявляется.
Еще автомобиль не оснащен подогревом руля и сидений, климатическая установка, выставленная на +25 при забортных +7, больше холодит, чем подогревает воздух в салоне, при 7322 км на одометре машины передняя панель уже поскрипывает. Но это мелочи. Особенно с учетом цены. На момент написания этого текста (конец сентября 2024‑го) рекомендованная розничная цена JAC JS3 в версии 1.6 CVT Luxury составляла 1 949 000 рублей без учета скидок за кредит и трейд-ин.
Кто потенциальная аудитория этого переднеприводного кроссовера С-класса, пусть не самой модной внешности, но с проверенными временем агрегатами, вместительным багажником и солидным набором ассистентов безопасности? Горожане, но вряд ли модная молодежь мегаполисов. Скорее семейные автовладельцы из провинции, которые будут выбирать между продукцией российского и китайского автопрома. JAC JS3 их может заинтересовать, SUV в ценовой категории «до двух миллионов», пусть и переднеприводных, не так много.