Нарушение — наказание! Или нарушение — предупреждение?

Подкаст 22 января 2025

О чем подкаст?

В России сложилась парадоксальная ситуация: государство тратит миллиарды рублей на систему камер и штрафов, но экономит копейки на информировании граждан о потенциальных нарушениях и задолженностях. Водители узнают о своих задолженностях постфактум, когда сумма выплат уже возросла в несколько раз, а возможность избежать штрафа утрачена

Современный автомобилист вынужден постоянно проверять множество разрозненных источников информации, чтобы не попасть в неприятную историю. Платные дороги, правила парковки, сроки страховки — все это может стать источником неожиданных штрафов.
По данным статистики, более 70% водителей узнают о своих задолженностях только после получения штрафных квитанций. Особенно остро проблема проявляется на платных трассах, где отсутствие своевременного информирования приводит к тому, что небольшой долг в 500 рублей превращается в крупный штраф.
Существующие частные системы оповещения — такие, как SMS-информирование от отдельных операторов платных дорог, охватывают лишь малую часть водителей и работают нестабильно. При этом технические возможности для создания единой системы информирования давно существуют. Ведь все номера автомобилистов уже давно есть в Госуслугах. Так что же мешает?
Многие улыбнутся от неожиданности, но главным препятствием для создания эффективной системы информирования автомобилистов является банальная экономия бюджетных средств. Стоимость одного SMS-уведомления при больших объемах составляет около 20 копеек, но даже эти минимальные затраты считаются огромной и чрезмерной нагрузкой для бюджета.
В то же время государство тратит значительные средства на пополнение парка камер, администрирование штрафов, работу судебных приставов, содержание эвакуаторов и штрафстоянок. Одних только штрафов собирается каждый год на 230 млрд рублей, а после повышения сумма скоро дойдет до 0,5 трлн рублей! Получается, что на наказание средства находятся, а на предупреждение — двадцати копеек жалко.
Показательно, что законопроекты, предусматривающие финансирование создания систем информирования водителей, регулярно откладываются или отклоняются. Вместо этого вся ответственность за отслеживание потенциальных задолженностей перекладывается на плечи самих автомобилистов.
Единая система информирования могла бы решить множество проблем. Например, — моментально уведомлять о начале эвакуации автомобиля, что позволило бы владельцу успеть предотвратить ее. Или сообщать о необходимости продления страховки до истечения срока действия полиса.
Еще такая система могла бы массово информировать о предстоящих отзывных кампаниях автопроизводителей, изменениях в правилах дорожного движения, ремонтных работах на маршруте следования. В конце концов, этой системой можно было бы пользоваться, если кто-то перекрыл выезд с парковки. Все это значительно упростило бы жизнь автомобилистам.
Технические возможности для реализации такой системы существуют давно: от SMS до Push-уведомлений в мобильных приложениях. Однако межведомственная разобщенность и нежелание тратить даже минимальные средства на информирование граждан, владеющих автомобилем, тормозят процесс. Хотя МЧС рассылает сообщения всем подряд даже при малейшем ухудшении погодных условий. Странно, да?
В результате мы на протяжении уже многих лет имеем ситуацию, когда государство предпочитает сразу наказывать, а не предупреждать. Автомобилистам остается только смириться с необходимостью постоянного мониторинга множества разрозненных источников информации или быть готовыми к неожиданным штрафам. Пока принцип «Экономия на SMS важнее удобства граждан» остается определяющим, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Обсудить