Купить, чтобы сдать в утиль
О чем подкаст?
Натиск электромобилей на мировые рынки набирает силу, однако мы все чаще слышим о такой проблеме транспорта на электрическом ходу, как недолговечность батарей. Об этом, в частности, мне рассказали представители крупнейших российских автодилеров. На мой ставший в последнее время уже традиционным вопрос, видят ли они в обозримом будущем массовый выезд на отечественные дороги электромобилей, ответ последовал… резко отрицательный. Как выяснилось, дело тут не только в часто озвучиваемых проблемах, таких как отсутствие инфраструктуры для электрокаров (развитой по всей стране сети зарядных станций), длительной (по сравнению с традиционными АЗС) заправке электричеством, дороговизне таких транспортных средств и их невысокой автономности. «Появление электрокаров, по сути, ставит под вопрос само существование вторичного рынка таких машин, – говорит Денис Петрунин, генеральный директор компании «АвтоСпецЦентр», одного из крупнейших дилерских холдингов России. – Человек, купивший электромобиль, сегодня не может быть уверен ни в его остаточной стоимости, ни в том, сможет ли он болееменее выгодно продать свою машину после нескольких лет эксплуатации. Связано это с тем, что у электромобилей весьма ограничен срок службы аккумуляторов, которые при интенсивной эксплуатации способны выйти из строя уже через какихнибудь тричетыре года». Эта отповедь из уст одного из авторитетнейших специалистов отечественного авторетейла, в свое время руководившего в нашей стране марками Volkswagen и Hyundai, занимавшего пост вицепрезидента АвтоВАЗа, произвела на меня сильное впечатление. Неужели батарея в электромобиле в самом деле может «сдохнуть» за такой короткий срок? И я решил разобраться. Как известно, в конструкции электрокаров используются такие же литийионные батареи, что и в других бытовых приборах и гаджетах.
Действительно, в тех же смартфонах они достаточно быстро могут терять свою емкость. У меня лично не было ни одного такого гаджета, который полноценно прослужил бы более двух, максимум – трех лет. И как раз самая распространенная проблема долговечности мобильного телефона – так называемая деградация его аккумулятора. Научно этот неприятный процесс объясняется тем, что кристаллическая структура активной части катода (источников ионов лития в батарее) с каждой зарядкой и разрядкой меняется, в результате чего емкость аккумулятора снижается. В этой связи существует множество рекомендаций, как правильно заряжать тот же телефон. Например, не рекомендуется разряжать его полностью, «в ноль». И наоборот, не стоит подзаряжать все время, часто. Не следует также оставлять в розетке на всю ночь или использовать устройство на морозе. То же самое справедливо и для электромобилей. Деградация батарей в них – серьезная проблема. Особенно если учесть, что цена аккумулятора в электрокаре достигает сейчас около 50% от цены машины.
Многие производители электромобилей заявляют, что срок службы их батарей составляет 8–10 лет. Но проверить их утверждения на деле пока невозможно, так как массовое распространение электрокаров еще не началось и достоверной статистики на эту тему, увы, нет. Тем более что и автоконцерны делают аккуратненькую оговорку: дескать, такой срок батарея может отслужить лишь при «нормальных условиях эксплуатации». А это значит, например, что машину не нужно активно использовать в морозы. Или часто пополнять запас ее энергии с помощью систем быстрой зарядки. Ведь еще одна большая угроза для батарей в электрокаре – та самая система быстрой зарядки, с помощью которой аккумулятор «всего» за полчаса заряжается на 80% от мощного – на 120 кВт – источника. Пользоваться такой зарядкой, конечно же, удобнее, чем бытовой розеткой, но именно она способна быстро «убить» аккумулятор в электромобиле. В Великобритании даже появился термин «рапидгейт» (по примеру «дизельгейта», где первая часть слова происходит от слова rapid – «быстрый»), который связан со скорой деградацией аккумуляторов от быстрой зарядки на электрических Nissan Leaf. На форумах пользователей электрокаров в России тоже много жалоб на скоротечную потерю емкости батарей изза частого использования быстрой зарядки. Вот и получается, что правы мои собеседники из дилерской среды: всего лишь тричетыре года – и ваш электрокар встанет на прикол, некогда дорогущее транспортное средство превратится в бессмысленную недвижимость. Ведь заменить в нем батарею будет равноценно приобретению какойнибудь массовой машины на бензине, а продать его на вторичном рынке, как это обычно происходит с традиционными автомобилями, вряд ли получится. Да, есть надежда, что научнотехнический прогресс какнибудь этот вопрос решит и батареи будущего станут служить долго и надежно. Вот только когда эти времена настанут – неизвестно. Реальность же такова, что тот, кто решится всетаки купить за очень немаленькие деньги электромобиль, изза быстрого выхода из строя его аккумулятора может уже вскоре сильно пожалеть о выборе пусть модного, продвинутого и экологичного, но такого проблемного для автовладельца транспорта.