Как купить себе автобус?
О чем подкаст?
Кому пригодится минивэн повышенной комфортности, внутри которого необычно много пространства и воздуха
Первое ощущение, которое испытываешь, оказавшись на месте водителя GAC M8: необычно много внутреннего пространства. И не только благодаря двум раздельным люкам в крыше этой машины. У лобового стекла — звукоизолирующего, как и боковые, — пологий наклон, поэтому нижний край его далеко впереди, а передняя панель просторна, словно полка. Что рождает чувство не только простора, но и безопасности. При этом, образно говоря, весь остальной автомобиль ощущается позади, ты — словно носовая фигура на паруснике. Ну или водитель автобуса. Так что сразу вспоминается анекдот про студента с Кавказа, который написал домой, что другие приезжают в институт на автобусе, а ему ответили: деньги выслали, купи себе автобус и езди как все.
В Китае GAC M8 известен как Trumpchi M8 второго поколения — свежая модель, представленная там в августе 2022-го, а с февраля 2024‑го она продается в России. За неполный прошлый год GAC M8 выбрали 1309 российских покупателей, что сделало его самым продаваемым премиальным минивэном в стране. Как и модели второго поколения кроссовера GAC GS8, автомобиль построен на удлиненной платформе GPMA-L. Кузов GAC M8 имеет длину 5212 мм, колесная база составляет 3070 мм, салон рассчитан на семерых человек, включая водителя. Здесь пять дверей, две из которых сдвижные. Форм-фактор — Toyota Alphard, столь популярный у азиатских бизнесменов, которые за больший комфорт предпочитают минивэны седанам бизнес-класса.
Дорого и благородно
Автомобиль воспринимается скорее как длинный, чем как широкий. К слову, ширина массивного с виду кузова на самом деле не слишком велика — 1893 мм. Но благодаря правильной организации пространства сидящие на соседних раздельных креслах что первого, что второго ряда, локтями точно не столкнутся. Причем на сравнительно нешироком GAC M8 легко маневрировать в узких местах — к примеру, на парковке, да и просто в городе. Чему, конечно, помогает полный набор ассистентов и камер кругового обзора.
Про ощущение пространства на месте водителя уже было сказано, но все же: даже когда подушка водительского сиденья находится в нижнем положении, нижний край лобового стекла гораздо ниже обычного, отсюда прекрасная обзорность. А низкая подоконная линия передних стекол ее еще улучшает.
Салон выглядит дорого и благородно: черная и красная экокожа и алькантара, черный пластик, рояльный лак, блестящие металлизированные накладки. В селекторе КПП — необычная вставка, горизонтальная вращающаяся «шайба» из граненого стекла (функций у нее никаких, просто элемент дизайна). Два экрана — 12,3‑дюймовая приборная панель и 14,6‑дюймовый (в большинстве комплектаций) центральный с очень мудреным меню: так, функция закрытия светозащитной шторки панорамной крыши над вторым рядом нашлась только на третьем уровне. Так же не на виду, на втором уровне, в экране прячется кнопка включения обогрева руля, а жаль. Есть Apple CarPlay и Android Auto — беспроводные, что важно. На центральном тоннеле под пружинной крышкой — площадка индукционной зарядки, в тестовой машине она работать почему-то отказывалась, отзывалась надписью «Просьба убрать металлические предметы с экрана». Но их и не было.
Водительское кресло GAC M8, оборудованное, как и пассажирское, подогревом и вентиляцией, крупным водителям покажется тесноватым. А всех остальных порадует ассистент безопасности, который заставляет подушку сиденья вибрировать, если включить поворотник, а слева или справа есть помеха.
Но, конечно, этот минивэн надо рассматривать с точки зрения удобства не водителя, а пассажиров второго ряда, для которых тут есть все — подогрев, вентиляция, массаж, продольное перемещение «капитанских» кресел, наклон спинок и подушек, режим SPA — в нем кресла раскладываются в шезлонги с подставками для ног.
Третий ряд сидений тоже можно не только складывать вперед «книжкой», но и перемещать в продольном направлении, такая возможность есть не у всех машин-конкурентов. И еще на третий ряд можно проникать, не двигая кресла второго, — между ними достаточно широкий проход. А объем багажника GAC M8 составляет от приличных 516 до внушительных 1586 л — в зависимости от выбранного варианта трансформации салона.
Асфальтовый клиренс
Рядная бензиновая «четверка» 4B20J1, оснащенная турбиной BorgWarner, выпускается на заводе компании в Китае с 2019 года и помимо M8 ставится на кроссовер GS8. Максимальная мощность — 252 л.с., но для России — 231 л.с. при 5250 об/мин, максимальный крутящий момент — 380 Нм при 1750–4000 об/мин. Чугунный блок цилиндров, алюминиевая головка блока, в приводе ГРМ — цепь. Примерный ресурс двигателя — 300 тыс. км.
В трансмиссии GAC M8 используется 8‑ступенчатая АКПП TG-81SC, которую японская компания Aisin производит с 2013 года. Эти коробки на свои автомобили устанавливают также BMW, Land Rover, Toyota, Volkswagen. При условии замены трансмиссионного масла каждые 60 тыс. км примерный ресурс агрегата — те же 300 тыс. км, что и у двигателя.
Привод у GAC M8 — на передние колеса, тандем двигателя и АКПП разгоняет минивэн со снаряженной массой 2245 кг до 100 км/ч за 9,8 с, максимальная скорость машины 200 км/ч. Подвеска полностью независимая, спереди MacPherson, задняя — многорычажная. Тестовый автомобиль в топовой комплектации Premium GX, она дополнена электромагнитной подвеской с двумя уровнями жесткости — «Комфорт» и «Спорт», которые регулируются через центральный экран так же, как и три варианта настройки руля: «легкий», «комфортный», «спортивный». Так что регулировка может уменьшить валкость — в быстрых поворотах узкий, но высокий GAC M8 предсказуемо кренится. Или, наоборот, уменьшить тряску: в «Спорте» крупные неровности подвеска отрабатывает неплохо, но жестко, а информацию о мелких передает слишком подробно — вертикальные постоянные толчки, к сожалению, могут испортить общее впечатление. С другой стороны, понятно, что дорогой минивэн и предназначен для движения по хорошим асфальтовым дорогам. Клиренс у машины сугубо асфальтовый, 160 мм, запасное колесо не предусмотрено.
Радость дальнобойщика
Показатель комфортности машины для водителя — в ней не устаешь за рулем. После целого дня пути с часовым перерывом на обед, двух сотен километров по городу и трассе встаешь с водительского места готовым продолжать работу. Рулится автомобиль очень приятно, через центральный дисплей можно привязать настройку жесткости руля к выбранному режиму движения, их в GAC M8 три — «экономичный», «комфортный», «спортивный». В «комфортном» обороты двигателя на крейсерской трассовой скорости при движении на круиз-контроле поддерживаются примерно на полутора тысячах, в «Спорте» не опускаются ниже двух тысяч. Моментальный расход по трассе на 110 км/ч — 9,1 л, при снижении до 70–80 км/ч падает до 8,7 л, на городских 50–60 км/ч — 8,6 л.
Средний расход в комбинированном режиме доходит до 12,8 л, но тут нужно учесть работу двигателя на холостых во время фотосъемки. С другой стороны, чем это отличается от режима ожидания пассажиров, в котором нередко молотят двигателями корпоративные минивэны? Кстати, русификация GAC M8 здесь дает сбой, и на панели приборов высвечивается «График расхода масла» вместо «расхода топлива». Точно так же, как вызывают улыбку надписи «Теневой гонщик» и «Режим подвеса» на центральном экране.
Семейная мечта
Первый возможный покупатель GAC M8, который мог бы прийти в голову, — многодетная семья. Мой знакомый, отец большого семейства, усевшись за руль этой машины, сказал: «Мечта». Действительно, семь мест, комфорт, тишина, безопасность — шторка безопасности есть даже у третьего ряда, над стеклом пятой двери. Что еще? Сравнительно небольшой расход топлива. Но эти мечты разбиваются о цену автомобиля: тестовый GAC M8 в комплектации Premium GX стоит 6 200 000 рублей, а без учета спецпредложений все 6 500 000. Так что реальное его предназначение — корпоративный парк, тут он по соотношению «цена/качество» вполне способен составить конкуренцию именитым японским и европейским брендам. Которых, напомним, на нашем рынке больше и нет.