Два вместо четырех

Подкаст 28 октября 2021

О чем подкаст?

Как-то незаметно в мире авиалайнеров произошло важное событие: ведущие производители отказались от выпуска четырехмоторных пассажирских самолетов, которые не так давно были их главной гордостью. почему? Во второй половине прошлого столетия, в 1960–1970 годах, появились самолеты, имеющие фюзеляж увеличенного диаметра, который мог достигать 6 м. В одном ряду такого лайнера можно было разместить до десяти кресел и перевезти больше пассажиров за один раз.

РОЖДЕНИЕ ГИГАНТОВ

Первым пассажирским широкофюзеляжным самолетом стал Boeing 747-100: эта двухпалубная машина могла в двухклассовой конфигурации вместить до 450 пассажиров. Самолет оснащали четырьмя моторами Pratt & Whitney JT9D. Изделие стало первым воздушно-реактивным двигателем с высокой степенью двухконтурности (параметр, показывающий отношение расхода воздуха через внешний контур двигателя к расходу воздуха через внутренний), применяемым на широкофюзеляжных самолетах. Ряд инновационных решений позволил достичь оптимального расхода топлива у Boeing 747-100 при максимальной нагрузке. Модель эксплуатируют многие авиакомпании мира, и все же эпоха «747-го» уходит в прошлое. В июле 2020-го стало известно, что Boeing через два года снимет с производства свою самую знаменитую машину. В течение аж 36 лет Boeing 747 оставался самым большим и вместительным пассажирским самолетом. Но затем пальму первенства у него отобрал широкофюзеляжный двухпалубный четырехдвигательный Airbus A380. При длине 73 м и размахе крыла почти 80 м это и сейчас самый большой в мире серийный пассажирский самолет. В одноклассной конфигурации машина способна взять на борт до 853 пассажиров. А один из вариантов – A380plus – предполагал возможность перевозки сразу 933 человек. Теперь это уже история. Как, впрочем, и сама программа A380, – Airbus решил прекратить выпуск самого крупного авиалайнера.

 ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

 Повод, по которому мир отказался от Airbus A380 и Boeing 747, довольно тривиален. «Это та самая причина, которая поставила крест на программе А340, серьезно сократила рынки для А380 и Boeing 747, – пояснил изданию «Газета.Ru» исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Как заявила представительница авиабизнеса, «четыре двигателя уже не модно, столько уже не носят». Это, конечно, шутка с точки зрения подачи, но факт остается фактом – сегодня экономика безоговорочно на стороне двухдвигательных машин». Трудную ситуацию авиастроители пытались исправить. В 2008 году появилась новая версия американского лайнера – Boeing 747-8. Инженеры сделали все возможное, чтобы уменьшить расход топлива. Частично у них получилось: если у более ранней модификации – Boeing 747-100 – удельный расход топлива составлял 11 400 кг/ч, то у нового самолета этот показатель сокращен до 10 200 кг/ч. Однако улучшенная экономичность не спасла пассажирский вариант Boeing 747-8, и основная часть заказов пришлась на грузовую модификацию. Самолет, который появился уже после A380, не вписался в рынок, British Airways и Emirates предпочли Airbus, хотя впоследствии и тот оказался не востребован.

Еще менее выигрышно «747-8» смотрелся на фоне нового детища Boeing – широкофюзеляжного двухдвигательного пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner. Базовая версия этой машины, вмещающая до 250 пассажиров, обладает дальностью полета 13 600 км (у «747-8» максимальная дальность полета при полной загрузке достигает 14 310 км). При этом расход топлива Dreamliner в версии 787-8 составляет всего 4800 кг/ч. Хорошо в этом отношении выглядит и новый европейский широкофюзеляжный двухдвигательный A350: часовой расход топлива версии A350-900, рассчитанной на перевозку до 440 человек, составляет 5800 кг/ч. Но самой показательной историей стал не отказ от Boeing 747 и даже не сворачивание производства A380. Речь о крахе программы производства Airbus A340 – четырехмоторного широкофюзеляжного пассажирского самолета, который начали производить в 1991-м, а закончили в 2011 году. Самолет начисто проиграл на рынке двухмоторному конкуренту, совершившему первый полет в 1994-м – это Boeing 777, или Triple Seven. Машины имеют схожие возможности и габариты, но если средний часовой расход топлива A340 при крейсерском режиме полета равен 6200 кг, то для «777-го» он составляет 5500 кг. Примечателен и другой момент: более короткие версии A340 оказались популярнее длинных и, соответственно, вместительных. Самый крупный представитель семейства Boeing 787 – версия 787-10 – пользуется куда меньшим спросом, чем «младшие» 787-8 и 787-9. Говоря простым языком, больше не значит лучше: создание крупных четырехмоторных самолетов – двойной риск. Ведь есть еще одна объективная проблема для четырехмоторных самолетов – обслуживание. Одно дело – подготовить к полету машину с двумя двигателями, и совсем другое – когда их четыре.

НУЖНО ЛИ БОЯТЬСЯ?

Единственным преимуществом самолетов, оснащенных четырьмя двигателями, была потенциально более высокая безопасность. Однако в наше время, когда надежность силовой установки достигла небывалых высот, разница уже не принципиальна. До 1994 года на рынке авиаперевозчиков действовали довольно жесткие ограничения для двухдвигательных пассажирских самолетов, которые не были допущены к длительным перелетам. Маршруты для них прокладывали так, чтобы в случае аварийной ситуации самолет мог безопасно сесть в одном из аэропортов на пути следования. Сейчас ограничения уже не столь суровы. Лучший пример безопасности двухдвигательных машин – упомянутый выше Boeing 787. И хотя самолет в силу своей новизны часто сталкивался с проблемами технического характера, до сих пор не зафиксировано ни одной серийной аварии с его участием. В качестве возражения можно привести Boeing 737 MAX, который за последние годы разбивался дважды. В 2018 году потерпел крушение самолет индонезийской авиакомпании Lion Air, тогда погибли 189 человек. А позже разбился лайнер Ethiopian Airlines, где жертвами катастрофы стали 157 пассажиров. Однако в обоих случаях вероятной причиной трагедии оказались не двигатели, а программное обеспечение. А именно – система увеличения маневренных характеристик (MCAS), которая при определенных обстоятельствах делала самолет практически неуправляемым

Обсудить