Добавляя мощности, не забывайте о проходимости!

Подкаст 22 января 2025

О чем подкаст?

Гибридная версия кроссовера Changan — чем интересна и интересна ли вообще?

Ну наконец-то китайский кроссовер с нормальным подхватом! UNI-K iDD, по неофициальным данным, выигрывает у своего бензинового полноприводного собрата почти секунду в разгоне до сотни — 8,1 против 8,9, но дело не в долях секунды, а в характере разгона. Даже с передним приводом, а другого UN-K iDD не положено, машина выстреливает с места мощно, ровно, без рывков. Или это только кажется? Официальных данных динамики разгона производитель ведь в обоих случаях не сообщает. Да, гибрид на 90 л.с. мощнее автомобиля с ДВС, но он ведь и на 70 кг тяжелее.
Кросс-купе Changan UNI-K выпускается с 2020 года, в России автомобиль появился в 2022‑м, еще через год назад на тесте в MotorPage.ru была бензиновая версия. SUV — длиной 4865 мм с колесной базой 2890 мм, оснащенный рядной турбочетверкой, выдающей 226 л.с. при 5500 об/мин и крутящий момент 380 Нм при 3300 об/мин. В трансмиссии — восьмиступенчатый автомат Aisin. Тогда наш вердикт был таков: UNI-K — новый лидер рынка, кроссовер высокого уровня, достойный соперник европейских, корейских и японских моделей. Яркая, но не кричащая внешность, просторный салон с отделкой, претендующей на премиальность, ну и так далее. И вот теперь на тесте тот же UNI-K, но с двумя моторами — на углеводородном топливе и электрическим.

Силовые агрегаты
IDD расшифровывается как Intelligent Dual Drive, это гибридная установка параллельного типа, plug-in hybrid. Бензиновая ее часть — полуторалитровая рядная турбочетверка с индексом JL473ZQ6, с алюминиевыми блоком и головкой блока, с цепным приводом ГРМ. Выпускается Changan c 2022 года и, помимо UNI-K iDD, устанавливается также на модели UNI-V и CS75 Plus. Как все алюминиевые ДВС, этот мотор чувствителен к перегреву, но, если следить за системой охлаждения, качеством масла и соблюдением интервала его замены, примерный ресурс составит 250 тыс. км. Этот двигатель выдает 166 л.с. мощности при 5500 об/мин, крутящий момент 255 Нм в диапазоне оборотов 1500–4000 и в Changan UNI-K iDD сочетается с шестиступенчатым роботом DCT.
Электрическая часть системы iDD — 110‑киловаттной мощности (это 150 л.с.) cинхронный тяговый электродвигатель с постоянными магнитами, через дополнительное сцепление встроенный в шестиступенчатый робот DCT c двумя мокрыми сцеплениями, так что всего сцеплений получается три. Крутящий момент этого электромотора — 330 Нм. Под полом машины располагается питающая его трехкомпонентная батарея емкостью 30,7 кВт·ч.

Как работает система
Есть три режима. В чисто бензиновом HEV работает только ДВС, приводя в движение Changan UNI-K iDD и заряжая батарею, — электромотор тут работает в режиме генератора, включая и рекуперацию при замедлении машины. В чисто электрическом режиме EV автомобиль движется исключительно на электромоторе, запас хода на полностью заряженной батарее составляет 135 км. В гибридном режиме i-X алгоритм выбора источника энергии автомобиль определяет сам. Начало движения по умолчанию — бесшумное электрическое, потом начинает работать ДВС, при энергичном разгоне трудятся оба мотора: в моменты пиковых нагрузок электродвигатель добавляет свои 150 л.с. и 330 Нм к бензиновым 166 л.с. и 355 Нм.

В движении
И помощь электромотора чувствуется. Стоит перевести селектор выбора режима в положение HEV, режим «только ДВС», как UNI-K iDD начинает ощутимо запинаться на старте. Эти толчки робота не критичны, хотя все-таки заметны. Особенно когда стоишь, например, на выезде из двора, дожидаясь просвета в поперечном потоке машин. Наконец вот он, промежуток, резко нажимаешь на педаль газа — и машина стартует с небольшими, но все-таки рывками. Если вернуть UNI-K iDD в гибридный режим, к ДВС подключится электромотор, и разгон тяжелого, свыше двух тонн, SUV будет более быстрым, а главное, «бесшовным».    
На приборной панели не один, а два датчика запаса хода — на бензине и на электричестве. Общий принцип такой: двигаешься в гибридном режиме i-X – подзаряжаешь батарею. При выезде из ворот пресс-парка Changan UNI-K iDD показывал запас хода на электричестве в 47 км. Через 30 км пробега по городу — уже 52. Если ехать активно, батарея заряжается буквально на глазах. Стоило прохватить по трассе на 140 км/ч буквально два километра — и запас электрического пробега на приборной панели увеличился с 39 до 43 км. Но чудес не бывает: заряжаешь батарею — быстрее обычного сжигаешь топливо в баке. За те же 30 км стартового пробега показатель запаса хода на бензине уменьшился со 186 до 121 км. То есть не на 30 пройденных км, а на 60 — вдвое больше реального пробега. В среднем Changan UNI-K iDD расходует около 8 л 95‑го бензина на 100 км пути. И объем бака у него 53 л, а не 70, как у бензинового собрата. Нет, уж лучше заряжать батарею Changan UNI-K iDD кабелем, выйдет дешевле, а повезет — и вовсе бесплатно. Зарядка постоянным током с 30 до 80% займет полчаса, обещает производитель.  

На асфальте
Changan UNI-K iDD машина тихая — бесшумный старт, акустические передние стекла. На 80 км/ч в салоне почти полная тишина, еле слышно только ДВС. В пробке от соседей по потоку звук практически не прилетает. Скорость автомобиль набирает незаметно, чуть не уследил за педалью газа — и вот уже 130 км/ч, а то и больше, и по-прежнему тихо, лишь легкие аэродинамические шумы возникают вокруг наружных зеркал. Так что заявленные максимальные 200 км/ч кажутся и достижимыми, и комфортными. Подвеска полностью независимая, спереди McPherson, сзади — многорычажная, на прямой и ровном асфальте к ней нет никаких претензий.
Но скоростную дугу Changan UNI-K iDD держит неважно, не расслабишься, приходится все время крепко обеими руками держать руль и подлавливать машину в повороте. Особенно на загородной двухполоске: почему-то кажется, что вот-вот вывалишься в повороте из своей полосы. Есть какая-то неуверенность, неустойчивость на курсе, отчего думаешь, что все встречные КАМАЗы проезжают в опасной близости, поэтому отшатываешься от них вправо и цепляешь правыми колесами обочину.

 Вне дорог
А вот и предел возможностей монопривода. На обычном месте на живописном поле поснимать Changan UNI-K iDD не получилось: глиняный съезд, летом обычно сухой, под осенними дождями намок, и при попытке правильно выставить машину на точку съемки автомобиль просто ехал боком. Обратно на асфальт выехать удалось, но ощущение было не самое приятное. К слову, шины на тестовой машине стояли зимние, Nokian WR SUV 4.
По неровной грунтовке на Changan UNI-K iDD надо ехать медленно, иначе начнутся неприятные толчки и удары. Не катастрофа, конечно, но становится понятно, что его подвеска — для асфальта. Ну и грязь, и песок при проезде по проселку гремят в колесных нишах и по днищу больше, чем ожидаешь.
Что еще? Привычное уже для всех Changan отсутствие полной русификации. Правильное время на приборной панели выставить невозможно, функционал центрального экрана ограничен — требует китайского интернета. Время от времени Changan UNI-K iDD сообщает тебе что-то непонятное женским голосом на китайском языке. Такие мелочи портят общее впечатление, возникает ощущение недоделанной машины, не приготовленной для тебя.


Кому может быть интересен автомобиль?

Плюсы Changan UNI-K iDD: чуть лучшая по сравнению с просто UNI-K динамика. Дальнобойность — на полном баке (кстати, бензин — 95‑й) и полной батарее можно проехать 1000 км, в теории. Но это все равно меньше, чем, помню, я проезжал на полностью заправленном Audi Q7 с трехлитровым шестицилиндровым турбодизелем. Что еще? Бесшумный старт на электродвигателе плюс пробег на нем, достаточный как минимум для того, чтобы ночью или ранним утром выехать с городского двора или с парковки в коттеджном поселке, не разбудив при этом соседей.
Минусы: безальтернативный передний привод, при том что у обычного бензинового UNI-K есть полноприводная версия. Еще гибрид гораздо сложнее устроен и, естественно, сложнее и дороже в обслуживании и ремонте — например, даже тормозные колодки на него нужны специальные, от обычного UNI-K не подойдут. Ну и главный вопрос — цена. Бензиновый полноприводный UNI-K в топовой комплектации стоит 4 349 900 рублей. Гибридный UNI-K iDD — 5 119 900 рублей. Почти миллион разницы в пользу машины с ДВС, как ни крути.

Обсудить