Деталь-то ненастоящая!
О чем подкаст?
Увы, в связи с торможением продаж новых машин в России автопарк в нашей стране стареет. По данным «Автостата», по итогам прошлого года средний возраст автомобиля на дорогах РФ достиг 15 лет, в то время как в 2019 году этот показатель составлял 13 лет. А чем старше транспортное средство, тем по определению больше внимания оно требует с точки зрения технического обслуживания
Этим объясняется динамичный рост рынка автозапчастей, который наблюдается сегодня в России: «Автостат» оценивает его ежегодный объем на уровне 30 млрд долларов. И даже в долларовом исчислении этот рынок с 2018 года вырос на внушительные 36%.
Последние два года выдались для рынка автозапчастей непростыми: резко введенные санкционные ограничения в одночасье обрубили налаженные цепочки зарубежных автопроизводителей, которые поставляли в РФ не только автомобили, но и детали для их обслуживания. Из-за этого в середине 2022 года образовался дефицит запчастей, и цены на них взлетели. У потребителей возникла легкая паника — чем они теперь будут обслуживать свои машины? Но, к чести участников рынка, им за короткий срок удалось оперативно наладить новые схемы поставок, в прошлом году дефицит в целом был побежден, цены стабилизировались.
Однако на рынок автокомпонентов обрушилась новая напасть — растущая волна подделок, контрафакта, некачественных деталей под новыми торговыми марками. Подделки встречались на российском рынке автозапчастей и раньше, но сейчас эта явление приобрело небывалый размах. Опросы говорят о том, что за последний год каждый четвертый сотрудник российских станций технического обслуживания (СТО) сталкивался с проблемой фальшивых автозапчастей. Аналитическая компания Gruzdev-Analyze подсчитала, что в 2023 году 30% подделок было обнаружено в сегменте моторных масел и смазочных материалов, в свечах зажигания — 23%, в деталях подвески и рулевого управления — 14%.
Тревожность ситуации заключается в том, что, по сути, качество поставляемых в Россию автозапчастей никто не контролирует. Раньше зарубежные производители авто и компонентов имели в штате юристов и других специалистов, которые зорко отслеживали несанкционированные поступления грузов и при обнаружении фальшивок тут же подавали жалобы в надзорные и судебные органы. Теперь же таких «смотрящих» на авторынке нет, процесс пущен на самотек. Вот и идут в страну грузы из какого-нибудь Пакистана или Ирана с якобы фирменными свечами зажигания — например, японской марки Denso, амортизаторами Kayaba или моторными маслами General Motors или Toyota.
Особенно удручает, что число подделок увеличивается среди критично важных для безопасности автомобиля деталей: помимо упомянутых выше элементов подвески и рулевого управления, к примеру, в последнее время стали активно подделывать подушки безопасности. Более подробно о том, что сейчас российский рынок автозапчастей стал даже сложнее, чем в «лихие девяностые», читайте в текущем номере нашего журнала.
Очевидно, что с волной некачественных деталей на рынке запчастей надо что-то делать. Бизнес-сообществу жизненно необходимо придумать механизмы саморегулирования, чтобы в торговые точки не поступали фальшивые тормозные колодки, диски, амортизаторы, стойки стабилизатора и пр. Если такие механизмы не будут найдены, то следует вмешаться регулятору. Все громче слышны призывы включить автозапчасти в программу «Честный знак» — государственную систему мониторинга товаров, которая уже борется с нелегальным производством в области табака, молочной продукции, лекарств, парфюмерии.
Конечно, вмешательство регулирующих органов влечет для бизнеса дополнительные хлопоты и траты. Но что поделать, на кону безопасность автомобильного транспорта. Любой механик подтвердит, что ситуация, когда на автомобили ставят, скажем, фальшивые подушки безопасности или рулевые наконечники, соизмерима с риском, когда в аптеке потребителю подсунут, например поддельные лекарства.