Быстрый, грозный, дорогой
О чем подкаст?
Проект российского перехватчика МиГ-41, словно феникс, восстал из пепла. Про него и раньше вспоминали, однако до последнего времени о машине мало кто говорил всерьез. Поворотной точкой можно назвать январь 2021-го, когда о создании самолета объявили официально. Станет ли он очередной модификацией МиГ-31 или же это будет совершенно новая машина? Постараемся разобраться.
ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ
МиГ-31 – заслуженный самолет, но объективно старый. В теории перехватчик можно модернизировать до бесконечности, однако есть вопросы, которые не удастся решить таким путем. Главный из них – малозаметность. Если новый самолет хотят сделать по-настоящему современным, его придется создавать по стелс-технологии, а достичь этого на старой базе не получится. Дело в том, что МиГ-31 никогда не создавался в качестве стелса, а чтобы соответствовать требованиям технологии, самолет изначально должен иметь малозаметные черты. Наглядные примеры – американские истребители F-22 и F-35 с их знаменитыми рублеными формами. Можно еще вспомнить самый первый стелс – ударный самолет F-117 Nighthawk.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Как заявил руководитель самолетостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко, скорость истребителя-перехватчика будет более 5 тыс. км/ч! Звучит как преувеличение, ведь речь идет о скорости, близкой к гиперзвуковой. Это поставит перед инженерами задачи, разрешить которые очень сложно: они касаются прочности планера, выбора силовой установки, принципа работы системы вооружения и многого другого. Не говоря уже о цене, которая при таких характеристиках будет просто заоблачной. Скорее всего, возможности машины окажутся скромнее.
В целом самолет правильнее считать не «революцией», а «эволюцией» (по сравнению с МиГ-31). При этом он будет самым быстрым боевым самолетом на Земле, обойдя в том числе советский Foxhound. Сейчас ни Европа, ни Китай, ни США, насколько можно судить, ничего подобного не выпускают. Пентагон создает два истребителя шестого поколения – для Военно-воздушных и Военно-морских сил США. Первый известен как NGAD, второй знают как F/A-XX. Но в качестве аналогов МиГ-41 их тоже нельзя рассматривать: эти самолеты делают для замены многоцелевых F-22 и F/A-18, а значит, они почти наверняка тоже будут многофункциональными машинами.
ВООРУЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОНИКА
О том, какую именно электронику получит новинка, судить рано. Но уже можно определить тип РЛС. Современные истребители – такие, как Су-57, имеют радиолокационные станции с активными фазированными антенными решетками (АФАР). Сейчас это самый совершенный тип бортовых РЛС: они не только обеспечивают высокую эффективность обнаружения целей, но и демонстрируют высочайшую надежность. Станция с АФАР состоит из множест ва автономных модулей, и при выходе одного из них из строя отказа всей РЛС случиться не должно. Если говорить о дальности обнаружения целей типа «истребитель», то самые современные бортовые РЛС могут выявлять их на дистанции свыше 400 км. Этого новому МиГу будет вполне достаточно. Другой важный вопрос – вооружение. Основное оружие любого перехватчика – ракеты класса «воздух-воздух», готовые поражать воздушные цели на дальность свыше 100 км. Способность применять такие ракеты – одно из главных отличий перехватчика от многофункционального истребителя, использующего для борьбы с воздушными целями более дешевые и маневренные ракеты средней дальности наподобие американских AIM-120 AMRAAM. Главным оружием МиГ-41 на первом этапе может стать Р-37 – крупная и тяжелая ракета с максимальной дальностью пуска 300+ км. Почти идеальное оружие против маломаневренных целей, а если придется иметь дело с истребителями, то самолет, скорее всего, сможет применить Р-77 – российский аналог AMRAAM. Это далеко не все. В прошлом году СМИ сообщили, что МиГ-41 хотят вооружить уникальной системой – многофункциональным ракетным комплексом дальнего перехвата с разделяющейся боевой частью. Действует он примерно так: выйдя на рубеж атаки, перехватчик должен запустить тяжелый скоростной боеприпас, который доставит на расстояние в несколько сотен километров боевую часть, оснащенную несколькими ракетами «воздух-воздух». В заданной точке они отделятся, приступив к самостоятельному поиску целей. Последнего хотят достичь за счет активной головки самонаведения: такие, например, установлены на ракетах Р-77. В целом подобный подход позволит еще больше увеличить дальность поражения целей, практически полностью обезопасив самолет от атак неприятеля. Таким образом, предположительное вооружение модели выглядит следующим образом: – ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности типа Р-37/ Р-37М; – многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП); – ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-77; – ракеты малой дальности типа Р-74М. Ради сохранения малозаметности оружие почти наверняка будет размещено внутри: МиГ может получить от двух до четырех отсеков вооружений подобно тому, как это видно на примере F-35 и Су-57. Трудно спрогнозировать сроки. Вероятнее всего, принятия самолета на вооружение стоит ждать не раньше 2030 года, а первый полет прототип может совершить примерно в 2025 году. Если ничего не изменится, Россия в будущем получит самый мощный истребитель-перехватчик в мире – самолет, который не имеет прямых аналогов, как бы банально это ни звучало.