Бензин vs Электричество: смена вектора развития
О чем подкаст?
Человечество всегда тянулось к свету — как в прямом, так и в переносном смысле. В первобытные времена пещеру освещал костер, потом лучина, свеча, газ, электричество и так далее
Существует несколько версий получения керосина, по одной из них в австро-венгерском Лемберге (современное название — Львов), Адам Зех и Игнасий Лукасевич, два польских помощника аптекаря, в 1862 году начали экспериментировать с нефтью. Путем дистилляции они хотели получить из нее новые лекарства. Получал из нефти керосин путем дистилляции врач из Петербурга И.Я. Лерхе. Важно, что керосин, или, как его называли в России, «осветительное масло» начали производить в огромных масштабах. И тут же столкнулись с проблемой: нагревая сырую нефть, получали необходимую фракцию, то есть керосин, а все остальное шло в отходы. Особые трудности доставляли легко воспламеняющиеся фракции, а именно бензин. Необходимость уничтожения огромного количества бензина, получаемого при производстве керосина, стало настоящим бедствием. Бензин просто выливали на землю, но при его горючести это представляло опасность — он мог воспламениться. Сливали в огромные ямы и сжигали — но это было очень дорого: копать котлованы приходилось вручную. Поэтому бензин просто сливали в реки, убивая все живое, что, однако, не могло решить задачу утилизации отходов производства.
А бензина, от которого требовалось избавляться, с каждым годом становилось все больше, так как все больше добывалось нефти. В начале XX века приходилось уничтожать уже сотни тысяч тонн в год. Одним Грозненским нефтеперерабатывающим заводом в 1902 году уничтожили 70 тыс. тонн бензина. Утилизация стала сложнейшей технической задачей, в решение которой нефтепромышленники вкладывали значительные средства, — в общем бензин стал настоящей проблемой. Выход из которой нашел Джон Рокфеллер. Он решил, что отходы производства, то есть бензин, можно использовать как… топливо! Компания Рокфеллера Standard Oil начала продвигать бензин в качестве топлива для автомобиля с ДВС — эти машины в то время больше походили на игрушки. Кстати, другие крупные нефтяные компании скоро поняли идею Standart Oil и начали работать в том же направлении.
Но задача оказалась непростой. Напомним, что еще в 1900 году на улицах Нью-Йорка доминировали электромобили. Тогда на территории Штатов продали 4192 транспортных средства, из них электромобилей — 1575. Чуть больше было продано паромобилей, а именно 1681. Еще одна справка. В 1897 году в Нью-Йорке трудилось 12 электротакси, а к 1899‑му таких машин насчитывалось уже 60. Этой модели, Electrobat, хватало одной зарядки аккумуляторов на пробег в 40 км, она могла развивать скорость 32 км/час. Для полной зарядки батареи требовалось около восьми часов, но этот вопрос решили путем простой замены АКБ, так что электротакси могло работать круглосуточно, просто приезжая время от времени в гараж для замены элемента питания. В начале XX века на дорогах США было около 40% автомобилей на паровом ходу, 38% электромобилей и только 22% машин с ДВС.
Вспомним подвиг Берты Бенц, совершенный ею в августе 1888 года. Она проехала на автомобиле с бензиновым ДВС 104 км. Машина ломалась, Берта толкала ее в гору и преодолевала другие трудности, об этой истории написано много. Но сейчас о другом: зачем Берта это сделала? Оказывается, только для того, чтобы поддержать мужа, сконструировавшего автомобиль с ДВС и потерявшего веру в работоспособность своего изобретения. Настолько дела с моторами внутреннего сгорания были плохи.
Машины с электромоторами имели массу преимуществ: отсутствие коробок передач, что упрощало управление, всего две педали — газ и тормоз. Электромобили легко заводились – не требовалось колдовать с ручкой стартера перед каждым запуском. Работа электродвигателя почти не производила шума, в крупных населенных пунктах повсеместно было электричество и не возникало проблем с подзарядкой. А главное, на тот момент электрические автомобили были надежны и просты в эксплуатации. Но усилия крупных нефтяных компаний оказались не напрасны. С 1910‑х началось серийное производство машин с бензиновым мотором. Постепенно устранялись их недостатки — придумали глушитель, электростартер и многое другое, доведя конструкцию практически до совершенства. А сегодня мы вдруг почему-то решили вернуться к началу века прошлого, к тому, от чего уходили больше ста лет, — начали выпускать электромобили. К чему бы это?