Белый плен
О чем подкаст?
В массовом сознании ледоколы – отважные герои, сражающиеся с неумолимой стихией. Реальность же далека от романтических идеалов: ледоколы – это прежде всего тяжелый рутинный труд. Который, впрочем, не лишен и доли «творчества».
ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО
Путь ледокола разбивается на этапы, где на принятие решения влияет множество факторов. Например, погода или толщина льда. Ледоколы преодолевают препятствия двумя способами: разрезают лед острым форштевнем (и потом раздвигают образовавшуюся полынью) или просто продавливают лед своим весом. Существует два типа проводки судов. Первый – так называемое лидирование, когда ледокол прокладывает путь другим судам, идущим за ним. Второй способ предполагает буксировку, в этом случае ледокол тащит за собой другое судно. Атомный ледокол концептуально не отличается от ледокола без атомной энергетической установки. Однако обладает несомненным преимуществом перед другими судами такого класса. Ядерная силовая установка нивелирует зависимость судна от дозаправок топливом, что актуально при длительном нахождении во льдах, где такая возможность нередко отсутствовует в принципе. Сейчас в строю в России два атомных ледокола типа «Арктика», два судна типа «Таймыр», а также ледокольно-транспортное судно «Севморпуть», способное доставлять грузы на ледовые припаи. Пять построенных ранее советских ледоколов выведено из эксплуатации. Одна из проблем – стремительное устаревание имеющихся судов. Ледоколы типа «Арктика» введены в эксплуатацию в далеком 1974-м. Два «Таймыра» – основу атомного ледокольного флота России – построили в Финляндии в 1989–1990 годы. Срок службы этих судов не получится продлевать до бесконечности.
«АРКТИКА» ДЛЯ АРКТИКИ
Будущее российского атомного ледокольного флота напрямую связано с программой строительства новых судов проекта 22220 (ЛК-60Я) «Арктика». Пока это мощнейший ледокол из всех. Основными задачами судов станет обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику. Главное отличие такого судна нового типа – возможность эксплуатации и на глубокой воде, и на мелководье. Благодаря этому ледоколы проекта 22220 смогут сменить как суда «Ямал» и «50 лет Победы», от- носящиеся к типу «Арктика», так и два «Таймыра», способных проводить суда в устьях северных рек. Такого эффекта создатели проекта 22220 достигли с помощью специальной двухосадочной конструкции с балластными цистернами. Для «большого похода» в них набирают воду, за счет чего ледокол увеличивает осадку. Если же предстоит ходить в устьях рек, воду с цистерн сливают, и осадка уменьшается. Россия довольно активно строит ЛК-60Я: уже готовы три таких ледокола из пяти запланированных – головная «Арктика», а также «Сибирь» и «Урал». Особое внимание, конечно, приковано к головному кораблю. И дело даже не в том, что именно он положит начало новой истории ледокольного флота России. В 2020 году «Арктика» не раз становилась объектом пристального внимания СМИ: из-за аварии, технических проблем и неопределенного будущего. Судно заложили еще в 2013 году, спустили на воду в 2016-м и хотели ввести в строй в 2020-м. В феврале сроки пришлось пересмотреть. Тогда во время швартовых испытаний произошло замыкание, повлекшее выход из строя гребного электродвигателя (ГЭД) на правом валу. Неудачные пусконаладочные работы привели к повреждению обмотки ГЭДа. Неисправный гребной электродвигатель – это более чем весомая причина для непринятия судна. Некоторое время спустя стало известно, что гребной электродвигатель на атомном ледоколе не подлежит восстановлению, а его замену можно ждать не раньше 2021 года. С другой стороны, ситуацию не стоит драматизировать: проблемы не станут причиной отказа от судна или пересмотра его концепции. Даже до момента сдачи в эксплуатацию «Арктика» будет на ходу, просто с меньшей мощностью: с учетом связанных с аварией ограничений судно предположительно потеряет 8–12 МВт из 60. Эксперты считают, что для нормальной работы нужно будет также снизить мощность на левом электродвигателе, что, по расчетам, может привести к общей потере в 20 МВт. Поэтому проблемы не помешали ледоколу выйти на ходовые испытания прошлым летом.
«ЛИДЕР»: МОЩНЕЙШИЙ В МИРЕ
Для российского судостроения минувший год стал самым знаковым во всей его современной истории. Россия начала строительство «Лидера» – мощнейшего атомного ледокола в мире. Судно проекта 10510 «Лидер» начали строить на предприятии «Звезда» в Приморском крае. Возможности ледокола позволяют ему преодолевать лед толщиной до 4,3 м, сохраняя непрерывный ход и минимально устойчивую скорость 1,5–2 узла. Автономность по запасам провизии на борту – до восьми месяцев. Как и в случае с проектом 22220, главные задачи «Лидера» – обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и проводить арктические экспедиции. Судно способно проделывать канал во льду шириной до 50 м, что дает новые возможности навигации для крупнотоннажных транспортных судов. Ключевой задачей «Лидера» называют проводку караванов по Северному морскому пути – кратчайшему между европейской частью России и Дальним Востоком. Как полагают некоторые эксперты, он может стать «убийцей Суэца»: по их расчетам, перевозить грузы по СМП будет и быстрее, и выгоднее, чем через Суэцкий канал. Также у нашей страны есть серьезные планы по разработке углеводородного сырья на арктическом шельфе. А мощный и современный ледокольный флот позволяет обеспечить практически бесперебойный вывоз нефти с арктических буровых платформ. Правда, использовать «Лидер» получится не скоро: ледокол сдадут в 2027 году – если не вмешаются непредвиденные обстоятельства. Всего Россия должна получить три ледокола типа «Лидер». БОЕВЫЕ ЛЕДОКОЛЫ? В обозримой перспективе Россия может получить еще одно необычное судно, которое обеспечит проведение научных исследований и выполнение сторожевых задач. Его будут использовать ВМФ России и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ. Полное название – универсальный патруль- ный корабль проекта 23550. Он сможет преодолевать лед толщиной полтора метра. Основой тактического ударного потенциала должны стать крылатые ракеты «Калибр» или Х-35У. Всего на корабле можно установить две контейнерные пусковые установки комплек- са «Калибр-К», имеющие по четыре крылатые ракеты «Калибр». Или две контейнерные пусковые установки, имеющие по четыре противокорабельные ракеты Х-35У. Помимо этого корабль должен нести одно 76,2-мм артиллерийское орудие АК-176МА, две 30-мм артиллерийские установки АК-630М и четыре 12,7-мм пулемета «Корд». Для защиты от атак с воздуха планируют применять переносные зенитные ракетные комплексы. На борту корабля можно будет разместить БПЛА или вертолеты Ка-226 и Ка-27. Россия взяла курс на возрождение ледокольного флота, и многие важные аспекты уже удалось реализовать. Теперь почти все зависит от финансирования судостроения и четкого понимания государством того, что оно хочет получить от новых ледоколов