АРТЕМИДА ДЛЯ ЛУНЫ
О чем подкаст?
За «Аполлоном» числится шесть успешных высадок на Луну, первую из которых организовали в 1969-м, а последнюю – в 1972 году. С тех пор ни один человек не высадился на другом астрономическом объекте. Люди остались «прикованными» к Земле. Почему так получилось?
ВОТ ВОЗЬМЕМ И ПОЛЕТИМ!
Причина тривиальна: полеты на Луну фантастически дорогие. «Аполлон» обошелся налогоплательщикам США примерно в 25,4 млрд долларов по курсу тех лет. Сегодня эта сумма составила бы примерно 152 млрд. Для сравнения, годовой бюджет космического ведомства США за период с 2005 по 2018 год колебался в районе 16–20 млрд, но в 2020-м администрация президента США выделила NASA невероятную сумму в 25 млрд долларов. Это «пожертвование» напрямую касается программы «Артемида», о начале которой в мае 2019 года объявил руководитель NASA Джим Брайденстайн. Что же такое «Артемида»? В перечне основных компонентов для ее реализации сегодня значатся: сверхтяжелый носитель Space Launch System, запускаемый с его помощью пилотируемый космический корабль Orion, лунно-посадочный модуль и перспективная платформа Lunar Orbital Platform-Gateway. Для полета на Луну используют мощную ракету Space Launch System, которая сейчас находится в процессе создания. Если Falcon Heavy Илона Маска может вывести на низкую опорную орбиту примерно 64 т грузов, то SLS должна будет нести уже 95 т. И это лишь начало, после модернизации показатели могут возрасти до 130 т! Но за все надо платить. Стоимость одной Space Launch System оценивают в 1,6 млрд долларов, а в случае серийного производства – в 800 млн. Столь мощный и дорогой носитель нужен почти исключительно для полетов к Луне, что и подтверждают три дебютные миссии SLS. Первый полет планируется на 2021 год: беспилотный облет Луны космическим кораблем Orion и вывод наноспутников CubeSat на орбиту. Корабль пробудет в космосе примерно три недели. Второй полет намечен на 2022–2024 годы – первая пилотируемая миссия корабля Orion. Цель – облет Луны. Наконец, в 2024-м должна состояться третья миссия. Это будет второй пилотируемый запуск в рамках программы «Артемида» и первый, во время которого астронавтов высадят на Луне, вблизи Южного полюса. Именно третья миссия должна стать исторической. Согласно плану, четыре астронавта покинут Землю на Orion, после чего корабль состыкуется с новой лунно-орбитальной станцией Lunar Orbital Platform-Gateway. Затем двое из них, включая женщину-астронавта, высадятся на Луне, используя посадочный модуль, и будут находиться на поверхности спутника 6,5 дня. Затем последуют новые миссии, в рамках которых ученые постараются дать ответы на многие вопросы о ресурсах Луны. Главное отличие «Артемиды» от «Аполлона» заключается в ее долговременном характере: со временем люди должны будут «прописаться» на Луне, обзаведясь жилыми и научными модулями.
ВЫБИРАЯ ТРАНСПОРТ
Без корабля Orion никакая высадка не состоится в принципе. В теории его заменой могли бы стать новейшие пилотируемые корабли Dragon 2 от SpaceX и CST-100 Starliner от Boeing. Но в текущих версиях они не рассчитаны на длительные путешествия, задачи у них более простые и практичные – доставлять грузы и экипажи на борт МКС. Испытания корабля Orion неоднократно переносили, сейчас у него за спиной один испытательный полет – 5 декабря 2014 года. Его провели с помощью ракеты-носителя Delta IV Heavy. Частично многоразовый корабль видится идейным последователем корабля «Аполлон», который использовали в рамках одноименной программы. Внутренний объем у Orion примерно в 1,5 раза больше, чем в старом корабле. Диаметр – 5 м, масса – около 20 т. Для производства посадочного модуля в мае прошлого года агентство NASA выбрало несколько компаний: Aerojet Rocketdyne, Blue Origin, Boeing, Dynetics, Lockheed Martin, Masten Space Systems, Northrop Grumman Innovation Systems, OrbitBeyond, Sierra Nevada Corporation, SpaceX и SSL. Некоторые наработки мы видели. Так, 10 мая 2019 года глава Blue Origin Джефф Безос презентовал прототип модуля Blue Moon для высадки на лунную поверхность. Он сможет совершать мягкую посадку на Луну с полезной нагрузкой до 6,5 т, а на его крыше разместится луноход. Топливом для Blue Moon будет жидкий водород, что в теории позволит заправлять его водой из лунных льдов. Основатель Blue Origin и Amazon также показал двигатель BE-7, который и установят на модуле.
ОТЕЛИ НА ЛУНЕ
Проект лунно-орбитальной станции появился задолго до оглашения программы «Артемида». Еще в далеком 2011 году Международная координационная группа по исследованию космического пространства рассмотрела постройку орбитальной лунной станции. А через год управление NASA сообщило, что возможный главный кандидат будущего проекта – это орбитальные станции возле Луны, в так называемых точках Лагранжа. Проект американское космическое ведомство публично представило в 2017 году, тогда станция имела обозначение Deep Space Gateway. Сейчас ее называют Lunar Orbital Platform-Gateway, или просто Lunar Gateway. Станция будет включать в себя следующие подтвержденные модули: электродвигательный модуль Power and Propulsion Element (PPE), жилой модуль NASA Habitation and Logistics Outpost (HALO), европейский жилой модуль European System Providing Refueling, Infrastructure and Telecommunications (ESPRIT), международный жилой модуль International Habitation Module (iHAB). Кроме них имеется ряд концептов, часть из которых получит путевку в жизнь. Речь, в частности, о модуле снабжения Gateway Logistics Module и шлюзовом модуле Gateway Airlock Module. Проект развивается стремительно – сейчас к вопросу подключились частные компании, западные партнеры и космическое ведомство России. Наша страна имеет (или в обозримом будущем получит) новые ракеты и корабли, которые можно будет использовать для создания станции. Речь идет об «Ангаре А5», за спиной у которого уже есть удачный запуск в 2014 году. А в будущем на основе технологий средних «Союз-5» и «Союз-6» Роскосмос планирует получить более мощные ракеты-носители сверхтяжелого класса, известные как «Енисей» и «Дон». Сегодня «Артемида» – самая сложная, дорогая и масштабная космическая программа будущего. Она призвана взять все лучшее от программы «Аполлон» и МКС и реализовать это на качественно новом уровне. К счастью, пока особых проблем на ее пути не возникало. Основные игроки – NASA, Европейское космическое агентство и JAXA (Японское агентство аэрокосмических исследований) – давно определены и уверенно продвигаются к общей цели. Смена приоритетов тоже пока не планируется, хотя многое будет зависеть от того, как изменится политическая ситуация в мире.