А когда на море качка
О чем подкаст?
Я родился в Санкт-Петербурге — ничего для этого не делал, просто повезло. В этом городе много моряков, а настоящий моряк никогда не признается в том, что его укачивает. Хотя поверьте, бывают ситуации, когда плохо становится даже старому морскому волку. Просто для этого нужны подходящие волны. Ну или «правильная» дорога (в последнем случае требуется еще и не в меру активный водитель).
Для начала несколько цифр. Считается, что от синдрома укачивания — по-научному это называется «кинестоз» (от греческого kynesis, или «движение»), страдает 5—10 % людей. Причем в данном случае речь идет об укачивании в достаточно безобидных ситуациях — при поездках на легковом автомобиле, в автобусе, на самолете, поезде и так далее. А уж у детей кинестоз — это вообще норма (до 12 лет укачивание наблюдается у более 60 % детей). Считается, что во всем виноват наш вестибулярный аппарат. Создавая человека, природа (Бог, эволюция, инопланетяне — выбирайте по своему желанию) не предполагала, что мы будем ездить по серпантинам на быстрых машинах и плавать на кораблях по океанам. И потому наш вестибулярный аппарат настроен на путешествие по земле, причем ногами. А когда мы выбираем транспортные средства, может случиться сбой. Он происходит потому, что вестибулярный аппарат — а он находится во внутреннем ухе — постоянно информирует мозг, что положение тела в пространстве изменилось. Однако есть и другие источники информации — например, зрение, слух и прочее. И, когда одна информация противоречит другой, наш организм начинает давать сбой. Ведь, с одной стороны, есть данные о том, что наше тело перемещается в пространстве (например, при покачивании), но зрение показывает, что мы стоим на месте и никуда не двигаемся. Непривыкший к таким издевательствам организм говорит — прекрати. Выражается это в головокружении, тошноте, ознобе, шуме в ушах. В тяжелых случаях может произойти резкое падение давления и даже обморок. Как бороться с этим явлением? Если проблема проявляется регулярно, то проще пить лекарства, которые спасают от укачивания.
Только сначала обязательно сходите на консультацию к врачу. Ну а если вас или вашего ребенка укачивает лишь иногда? В этом случае в 90 % случаев достаточно соблюдать элементарные меры безопасности. К примеру, не смотреть непрерывно в телефон или не читать книги во время поездки (особенно когда они лежат на коленях, а голова пассажира наклонена). Еще один совет: зная, что вас укачивает, не садитесь в автобусе или поезде против хода движения. А в автомобиле выбирайте переднее пассажирское кресло — в таком случае человеческий мозг получает больше информации о происходящем вокруг. Собственно говоря, благодаря этой самой информации водители почти никогда не страдают от кинестоза: вот руль, вот педали, нажали на газ и поехали, нажали на тормоз и начали останавливаться, увидели «лежачего полицейского» — и скоро нас качнуло. А у пассажиров всех этих данных нет. Что может стать большой проблемой в будущем — при массовом распространении автономных машин разделения на водителей и пассажиров уже не будет. То есть страдать начнут все, ведь отменить вестибулярный аппарат не под силу даже Илону Маску. Кстати, некоторые автопроизводители уже думают о проблеме укачивания. Так, несколько лет назад Citroen создал очки, которые французы назвали Seetroen (такая вот игра слов). Они имеют сразу четыре прозрачных кольца без линз — два спереди и два по бокам. Внутри колес перетекает цветная жидкость. Считается, что именно эта жидкость корректирует линию горизонта и помогает обмануть вестибулярный аппарат. А, скажем, Jaguar Land Rover идет в борьбе с кинестозом другим путем: англичане уверяют, что научились настраивать подвеску и рулевое таким образом, что негативные последствия от укачивания сводятся к минимуму. И скоро мы это увидим на новых английских беспилотниках. Надеемся, что именно так и будет, ведь ездить в автомобилях в странных очках мало кому захочется. Как и страдать от укачивания