Тайное и явное
О чем подкаст?
Новый регламент МВД о скрытом патрулировании на дорогах буквально всколыхнул российское медиапространство. Выяснилось, что в разных регионах нашей родины такой метод борьбы с нарушителями ПДД активно применяется и, более того, практика будет расширяться. Напомню, полицейские передвигаются в машинах без опознавательной окраски и ведут видеофиксацию того, что происходит на проезжей части. А если засекают нарушения, передают информацию ближайшему экипажу ДПС, который «принимает» провинившихся. Все это вызвало и мощную волну критики ГИБДД, и поток заявлений за новацию. Те, кто выступает против, нередко апеллируют к таким понятиям, как нарушение прав автомобилистов, шпионские методы слежения за собственными гражданами, вмешательство в их частную жизнь (кто-то даже сравнил это с подглядыванием в бане). Пожалуй, доводы отчасти справедливые: тут и сама процедура балансирует на грани законности, и несколько расплывчат статус доказательств, собранных подобным образом, да и президент страны, помнится, призывал гаишников не прятаться в кустах. Однако же… Во-первых, странно говорить о частной жизни тех, кто, будучи за рулем, обязан сосредоточенно управлять средством повышенной опасности. Объясните мне, как в принципе он может отвлекаться на что-либо интимное, чего нельзя снимать? Тем более что и без того водители все время под прицелом камер и взглядов соседей по потоку. Во-вторых, те же «шпионские» способы контроля давным-давно используются в государствах, бравирующих своей демократией, – с подобным я сам сталкивался и в толерантной Бельгии, и в Германии, и в США. Но ничего, на митинги никто не ходит, в парламенты жалоб не строчат и даже шины стражам порядка не прокалывают. Потому что знают: так безопаснее для всех – полиция может неожиданно возникнуть в любом месте и беспредела на дороге не допустит. В-третьих, нам следует расставить приоритеты в своих головах. Разве мы сами не хотим, чтобы придурки в мощных «тачках» перестали наконец играть «в шашечки» на оживленных трассах? Чтобы юнцы, освоившие каршеринг, смотрели за рулем на дорогу, а не снимали селфи или зависали в телефонах? Чтобы никто не выскакивал на встречку и на тротуары, пытаясь объегорить тех, кто стоит в пробке? Едва в стране случается «резонансная» авария, все начинают бить в набат. Тут вам и «куда смотрит полиция», и «давно пора навести порядок на дорогах», и «хватит церемониться с неадекватами», и «сколько еще дисциплинированные автомобилисты должны терпеть наглых мажоров»! Но как только для решения этих вопросов предложили эффективный способ, те же борцы за справедливость начали искать, как бы его дискредитировать. Согласен, метод (особенно в условиях России), может, и неидеальный – в нем есть недоработки, риски. Но вполне рабочий – это доказал опыт многих стран. А значит, следует пойти по конструктивному пути: определить возможные изъяны и придумать, как лучше их устранить. Чтобы скрытое патрулирование стало одновременно и действенным инструментом профилактики нарушений на дорогах, и по-настоящему правовым ресурсом, с помощью которого удастся наконец искоренить безнаказанность. Ту самую, которая порождает вседозволенность.