С государевой дубинкой
О чем подкаст?
Административный рычаг – лучший способ ведения бизнеса… рыночными методами. Похоже, именно так у нас по-прежнему считает большинство компаний, официально представляющих производителей машин. Иначе как объяснить свежее предложение Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) ввести обязательную сертификацию автосервисов. По сути, разрешить «жить» лишь тем, у кого есть «правильное» оборудование, инструменты, запчасти. Понятно, что тем самым планируется приструнить «серые» сервисы и частников из «гаражей». Вот и обоснование инициативе дано верное: и безопасность на дорогах под угрозой, и потребитель слабо защищен законом, и, разумеется, казна лишается налогов (надо же как-то заинтересовать власти).
Все так, каждая из упомянутых проблем существует. Вот только главное дилеры забыли отразить. А суть в том, что в массе своей население последовательно беднеет, и в таких условиях следует искать новые способы для работы с ним. Но как раз тут – затык.
Понятно, что реальные доходы граждан падают, тают сбережения, жизнь во всех ее проявлениях становится дороже. Само собой, снижаются и доходы дилеров – машин у них россияне покупают меньше, а тут еще начали активно пренебрегать сервисом, обычно приносившим неплохой доход. Согласно исследованию агентства «Автостат» и «Авто Mail.ru», за год – с июня 2018-го по июль 2019-го – доля автомобилистов, обслуживающих гарантийные машины у «официалов» снизилась более чем на 4% – с 87,1 до 82,9%. Люди переходят к частникам, на независимые СТО и ремонтируют свои транспортные средства сами. Данные по постгарантийным автомобилям для официальных дилеров еще более удручающие.
То есть самое время посмотреть, какие факторы отпугивают граждан, задуматься, за счет чего можно вернуть на официальные СТО клиентов. И уже понять, что следует всерьез пересмотреть цены на детали, которые чаще всего в несколько раз выше, чем на рынке; что нужно снижать стоимость работ, а не накручивать тысячи рублей за самые простые операции; что, наконец, надо перестать дурить клиентов, придумывая им поломки.
Увы, судя по всему, члены РоАД к такому не готовы. Им лучше, когда с их головной болью борется кто-нибудь другой. Падает спрос на новые машины? Можно призвать автопроизводителей – пусть субсидируют свою дилерскую сеть, дают ей дополнительные преференции, а то ведь и без продавцов могут остаться. Клиенты массово отказываются от сервиса? Тоже не беда – надо подначить государство, грамотно преподнеся страшилки, и оно введет новые ограничения для конкурентов, пусть даже небольших и экономически хилых. А рынок? Рынок и его законы подождут – у нас тут свои правила…