История автомобильных кондиционеров

Хайтек 23 мая 2023
История автомобильных кондиционеров

Подумать только, опции, без которой уже сложно представить современный автомобиль, совсем скоро исполнится 84 года! Этот механизм, пережил рассвет, упадок и настоящий. ренессанс. Сегодня, в жаркие майские дни мы вспоминаем историю агрегата, который спасает водителей от солнцепека и духоты!

Да, первый автомобильный кондиционер показали потребителю  10 ноября 1939 года. Носителем системы кондиционирования стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам. Ну, во-первых, он был безумно дорог – 274 доллара (по тогдашнему курсу). На секундочку, треть стоимости машины среднего класса. Во вторых,  автоматика отсутствовала напрочь – это сейчас ты нажимаешь кнопку и в салоне наступает прохлада, а тогда водителю приходилось остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования. В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и "съедали" едва ли не половину полезного объема багажника. В начале сороковых идею машинного холодаподхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1940-1941 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок. Впрочем, Вторая мировая война надолго отправила  автомобильные кондиционеры в пучину небытия…

Она прекратилась в середине пятидесятых. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной. Соответственно, и популярность "кондеев" в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Автомобильный кондиционер в СССР

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто и то не всех. Например, первая «Чайка» ГАЗ-13 кондиционер не получила. Считалось, что советские чиновники, которым по уровню положена Чайка, хоть и являются достаточно высокопоставленными, но вполне обойдутся без такой «роскоши». Одно дело – главы министерств и ведомств, а совершенно другое – немногочисленная «верхушка», к которым относились члены Политбюро и лично первый секретарь. Ведь задание по созданию нового представительского лимузина руководство московского Завода Имени Сталина получило непосредственно от Хрущева. Конкретных пожеланий по поводу дизайна и конструкции автомобиля не прозвучало, но впоследствии генсек включил в список нужных ему опций именно кондиционер.

Тем лимузином стал ЗИЛ-111. К слову, «базовый» ЗИЛ-111 установкой кондиционирования воздуха тоже не оснащался! Её в 1959 году получила отдельная модификация, обозначавшаяся как ЗИЛ-111А. Именно этот шестиоконный лимузин стал первым, пусть и мелкосерийным, советским автомобилем с кондиционером, причем отечественной конструкции, хоть и созданной с оглядкой на «американцев». Появившийся во второй половине шестидесятых годов новый лимузин под обозначением ЗИЛ-114 получил три (!) отопителя салона и кондиционер, но уже в качестве стандартного оборудования. Причем у задних пассажиров был свой блок управления климатической установкой, поскольку водитель и передний пассажир были отделены перегородкой. Простому народу кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах "кондеи" появились в прайс-листах на различные модификации "Волги" 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

 

 

 

 

Обсудить